Сегодня в Нью-Йорке открывается 64 международная ярмарка антикварных книг. Раз в год уникальные экспонаты со всего мира выставляются в Оружейной палате на Парк авеню (Park Avenue Armory), привлекая внимание тысяч коллекционеров, «книжных червей», музейщиков и всех любителей чего-нибудь необычного. Редкие экземпляры, первые издания, манускрипты, автографы – все это можно увидеть на стендах сотен магазинов, представляющих свои сокровища. 

Оружейная палата на Парк авеню в Нью-Йорке
Оружейная палата на Парк авеню в Нью-Йорке

Одним из главных экспонатов выставки станет первое издание новеллы Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» (1958), инкрустированное белыми бриллиантами. Книга представлена в единственном экземпляре. Создатели уникального артефакта готовы продать его за полтора миллиона долларов.

И вот почему...

Во-первых, книга подписана самим автором! Узнаваемые каракули имени писателя выведены собственноручно Труменом Капоте перьевой ручкой синего цвета. 

Автограф Капоте на первом издании 1958 года выпуска
Автограф Капоте на первом издании 1958 года выпуска

Во-вторых, для книги сделан новый переплет из черной козьей кожи, а сам рисунок обложки повторяет карту Нью-Йорка 1950-х годов с узнаваемым продольно-поперечным делением улиц.

Карта Нью-Йорка на обложке «Завтрака у Тиффани»
Карта Нью-Йорка на обложке «Завтрака у Тиффани»

Мастером-переплетчиком стала Кейт Холланд – удостоенная множества профессиональных наград художница из Великобритании. По заказу оргкомитета Букеровской премии Кейт четырежды удостаивалась чести создавать дизайнерские переплеты для авторов-номинантов шот-листа. Дело это хлопотное, требующее от художника глубоких знаний и мастерства. Слишком велика цена ошибки.

Кейт Холланд в своей мастерской за работой над проектом нового переплета книги «Завтрак у Тиффани»
Кейт Холланд в своей мастерской за работой над проектом нового переплета книги «Завтрак у Тиффани»

В-третьих, главные улицы Нью-Йорка на обложке отмечены линиями-оправами из платины, в которые вмонтированы более тысячи бриллиантов общим весом 30 карат. Все ювелирные работы проведены известной лондонской фирмой Bentley & Skinner (основана в 1880 году).

Переулки и улицы выполнены особым тиснением, причем карта устроена так, что флагманский магазин Tiffany (на пересечении Пятой авеню и 57-й улицы) отмечен единственным сапфиром изумрудной огранки и весом в один карат. Выбитое название на корешке покрыто платиной. 

Голубым сапфиром обозначено на карте местоположение магазина Tiffany в Нью-Йорке
Голубым сапфиром обозначено на карте местоположение магазина Tiffany в Нью-Йорке

Фолиант помещен в птичью клетку из черного дерева, спроектированную мастером-краснодеревщиком Домиником Пэришем из Wardour Workshops. Птичья клетка — повторяющийся мотив новеллы, символизирующий различные страхи главной героини Холли Голайтли. 

Птичья клетка как символическое воплощение главной идеи новеллы Трумена Капоте, впервые опубликованной в 1958 году
Птичья клетка как символическое воплощение главной идеи новеллы Трумена Капоте, впервые опубликованной в 1958 году

Подставка, удерживающая книгу, выполнена из литого стекла, созданного стеклодувом Джейдом Пиннеллом. Она позволит будущему владельцу продемонстрировать уникальную работу в открытом виде. По-хорошему, такую книгу необходимо рассматривать в специальных перчатках.

Стеклянная подставка под фолиант 
Стеклянная подставка под фолиант 

Но и это еще не все! В комплект входит портфолио с полным набором фотоколлажей художника Дэвида Атти - талантливого ученика Алексея Бродовича (пионера графического дизайна).

Специальный бонус - неизданные фотоколлажи к новелле
Специальный бонус - неизданные фотоколлажи к новелле

В 1958 году фотографу Дэвиду Атти было поручено проиллюстрировать «Завтрак у Тиффани» для публикации в Harper's Bazaar, но затем журнал отказался от публикации, боясь скандала со своим главным рекламодателем. Впоследствии новелла появилась на страницах журнала Esquire лишь с одним из оригинальных изображений Дэвида Атти (летящим голубем на фоне флагманского магазина Tiffany).

Новый владелец бриллиантовой книги окажется одним из немногих, кто сможет увидеть и оценить первоначальную идею художественного оформления «Завтрака у Тиффани».

В комплект также включены факсимиле оригинальных писем Трумена Капоте, в которых он говорит, что разрешит Esquire напечатать свою историю только в том случае, если в нем будут использованы фотоколлажи Дэвида Атти. Редакция взяла лишь одну фотоработу, чем очень расстроила писателя.

Новое оформление создано в единственном экземпляре
Новое оформление создано в единственном экземпляре

Все это многомиллионное богатство упаковано в специальный сундук, изготовленный компанией Parish на основе классического сундука Louis Vuitton Trianon. Новый владелец может быть спокоен за сохранность своего фолианта!

Авторы проекта позаботились о сохранности бриллиантового издания. Прочный сундук и клетка из черного дерева
Авторы проекта позаботились о сохранности бриллиантового издания. Прочный сундук и клетка из черного дерева

Идея проекта, приуроченного к столетию Трумена Капоте, принадлежит Полу Сантапу. Его фирма давно и плодотворно занимается изданием лимитированных книг для состоятельных клиентов.

– Дизайн должен был быть таким же стильным и культовым, как маленькое черное платье Одри Хепберн, без рабского копирования слишком знакомых мотивов, уже ассоциирующихся с «Завтраком у Тиффани» – рассказал Пол,– кроме того, мне хотелось сделать так, чтобы книга представляла собой объект искусства, а не просто корешок на полке.

Уникальный книжный проект держали в руках немногие
Уникальный книжный проект держали в руках немногие

Похоже, Полу Сантапу удалось создать очередной шедевр книжного дела! А главное, ему теперь не терпится узнать, у кого в коллекции окажется этот удивительный экземпляр, стоимостью в полтора миллиона долларов. Пол приурочил свой проект к столетию Трумена Капоте, которое будет отмечаться осенью 2024 года. Между прочим, Россия тоже не отстает от юбилея автора и приготовила кое-что интересное для отечественных поклонников писателя.

P.S. Несколько лет назад, я, как исследователь творчества Трумена Капоте, заказал себе несколько экземпляров «Хладнокровного убийства» в переплете, точно повторяющем первое американское издание знаменитого романа In Cold Blood. Заказ делали не в России, ожидание растянулось на три месяца, но мастер-переплетчик очень старался, чтобы русский вариант обложки точно повторял дизайн, придуманный художником-графиком Нилом Фудзитой. Он даже покрасил обрез книги в цвет крови, но не совсем попал в правильный тон.

Русская версия обложки романа In Cold Blood. Существует всего в трех экземплярах. Из личной коллекции автора
Русская версия обложки романа In Cold Blood. Существует всего в трех экземплярах. Из личной коллекции автора

Для романа Капоте Фудзита придумал строгий дизайн длинной шляпной булавки с красной луковицей, похожей на набухшую каплю крови. Капоте настаивал на том, что первоначальный ярко красный цвет был неправильным, потому что кровь на месте преступления была старой и засохшей, а не свежей. Фудзита изменил цвет на темно-бордовый и добавил траурную черную окантовку.

Русский вариант обложки с шляпными булавками. Из личной коллекции автора. За основу взято первое издание полного перевода романа на русский язык издательства Б.С.Г.-Пресс, 2001 года выпуска. Перевод Марии Гальпериной
Русский вариант обложки с шляпными булавками. Из личной коллекции автора. За основу взято первое издание полного перевода романа на русский язык издательства Б.С.Г.-Пресс, 2001 года выпуска. Перевод Марии Гальпериной

И пусть мой экземпляр не украшен бриллиантами, стеклянной подставкой и прочими атрибутами, те немногие, кто держал в руках один из экземпляров русского In Cold Blood, признают его красоту и мастерское исполнение нового переплета.