Дима Зицер

Объединение детей — вопрос времени

А что, собственно, произошло? Да лучшее, что вообще может произойти в школе: дети заявили о желании думать, решать задачи, брать на себя ответственность. Ответственность за что, спросите вы? Да за учебу же, за самих себя, за образовательный процесс. Обратите внимание, с каким изумлением мальчик, создавший объединение учеников, констатирует: «Мы назвали организацию “ученик”, а они почему-то говорят о профсоюзе...» Оставляя для размышления читателей пикантнейший вопрос о том, почему директор боится слова «профсоюз», рискну предположить: потому и говорят, что сами видят во взаимодействии с детьми лишь противостояние. А когда мы на войне, приходится самим себя постоянно запугивать, так сказать, держать в тонусе. И любое проявление самостоятельности «противником» воспринимается как вражьи инсинуации.
0

Выбирать и не подчиняться

Сегодня все спрашивают, как я собираюсь отмечать День учителя. Боюсь шокировать читателей, но, честно говоря, я не понимаю, что тут праздновать. Я могу понять, зачем отмечали День учителя в Советском Союзе, когда нужно было искусственно поднимать рейтинг каждой профессии по отдельности. Педагог был передатчиком знаний, ему была необходима поддержка и особый статус, иначе ученики усомнились бы в правильности и необходимости этих знаний. И любой преподаватель все это получал: пусть не в зарплате, но зато в полномочиях управлять чужими жизнями. Сегодня же роль учителя поменялась — теперь это профессия взаимодействия. Раз за разом я напоминаю: «педагог» переводится как «детовод», «поводырь». Человек, с которым дети открывают новые дороги. А что нового можно открыть вместе с учителем, в сотый раз перечитывающим параграф из скучного учебника?
0