Испания, 21 век. На детской площадке несколько человек. В основном местные, несколько детей из России. Играют. И тут нежданно-негаданно раздаётся истошный вопль: «Ты чё, ваще дура?!» Оборачиваюсь. Девочка лет 11 кричит на другую, чуть помладше. Молча пытаюсь вникнуть в суть конфликта: оказывается вторая виновата лишь в том, что не поняла с первого раза правила игры. «Ваще с тобой играть невозможно. Ненормальная какая-то! Тебе же русским языком сказали...»
Чуть поодаль мальчик, не говорящий по-русски, качается на качелях. Девочка подходит к нему и, умильно сложив руки, как будто в молитве, просит пустить ее покачаться вместе с ним. Сопровождает молитвенный жест единственными словами «плииииз.... плииииз...» Мальчик двигается в сторону, освобождая для неё место. Та, лишь оказавшись на качеле, спихивает его и громко говорит русским друзьям: «Вот идиот! По-английски ни слова не понимает»... (мальчик тем временем, удивленно пожимает плечами и переходит к другой качеле).
Вот так. С бешеной скоростью наши дети изобретают соперников и противников. Как точно сказано у Высоцкого, «и людей будем долго делить на своих и врагов». Вот только он, напомню, совсем по другому поводу это сказал — о последствиях реальной войны. А мы как будто сели и поехали — всё делим и делим.
Отчего так кричит эта первая девочка? Если вдуматься — это ведь довольно странно... неужели она считает, что её «наезд» на подружку приведёт к положительному результату, что та лучше поймёт правила игры? Конечно, нет. Если бы она на долю секунды задумалась, это стало бы так же очевидно, как и для нас с вами. Просто дело в том, что она не приучена «считать». Равно как не приучена останавливаться и задумываться. Зато приучена уже гневаться и унижать ближнего. Не поняла, значит враг. Как же иначе? Со второй совершенно то же самое: победа за нами — враг повержен! А теперь можно над ним посмеяться, унизить. Благо, он — идиот — и не понимает ничего.
Почему же все так? И как мы это делаем? Почему наши дети так часто чувствуют себя органично, если рядом стоящий ущемлён или унижен?
Думаю, вот почему: мы научили детей, что они «молодцы» только если они лучше других. Они не умеют, благодаря нашим усилиям, существовать сами по себе. Не умеют быть в восторге от игры со случайным знакомцем, не умеют получать удовольствие от объяснения правил игры и от того, что другой человек познал что-то новое. Не могут восхититься чужому успеху или просто расслабленно качаться на качелях.
Нет, не то, чтобы «не умеют» — просто взрослые их этому старательно «разучивают». Делая главным инструментом сосуществования бесконечное соревнование. Точнее борьбу. Которая, естественно, непременно должна закончиться победой. Победа — наше все! Это ведь мы с упорством, достойным лучшего применения, обучаем их тому, что непонимание непременно должно вызывать раздражение, что человек должен быть сильнее других, что мы рождены не для того, чтобы жить, а для того, чтобы побеждать... Обучаем походя, не останавливаясь и не задумываясь о том, насколько хорошими учителями мы неосознанно являемся.
Говоря простым языком, наши дети, благодаря нашему примеру, владеют лишь крайне ограниченным числом инструментов взаимодействия с другими. Либо друг, либо враг. А врага нужно моментально победить. Друг, правда это чуть сложнее. Друг это тот, кто уступает. Вот и все. Во всех случаях я — самый главный. И самый сильный.
Как же мы оказались на этой нескончаемой войне и вовлекли в неё самых близких? Враг по качеле. Враг по правилам игры. Враг, враг, враг....
Да, и вот это вот «да, скифы мы... с раскосыми и жадными очами...» Действительно ли мы хотите прожить скифами - с раскосыми и жадными? Сильными и дикими? Можно, ещё как можно гордиться этой дикостью странной звериной гордостью, но только хорошо бы помнить: мы такие лишь в автономной, оторванной от всего мира, системе отсчета. Столкнувшись с подобной агрессией человек, обладающий человеческими инструментам взаимодействия, просто, пожав плечами, отходит в сторону. А мы немедленно ищем нового противника.
Неужели мы действительно хотим, чтобы и дети наши жили «скифами»? Неужели действительно сознательно убеждаем их в том, что мир создан лишь для того, чтобы мы его победили?.. Даже у Макаревича слышим, многократно повторенное «пусть лучше он прогнется под нас». А нельзя ли, хочется спросить, чтобы никто ни под кого? Нельзя ли вместе «покачаться на качелях», тем более, что большинство, кажется, давно к этому готовы?
Эта игра в войну несёт зло. Чистое зло. Это тот случай, когда наши дети сами умеют придумывать врага, когда его и в помине нет. Вынуждены придумывать, потому что таков взрослый способ существования. Качается на качеле? Значит качается против меня. Не может же он качаться сам по себе! Не понимает правил? Значит умышленно тупит - ведь то, что я объясняю, способен понять каждый. Враги повсюду...
Скажете, это просто мне с выборкой не повезло? А вы повспоминайте сами и убедитесь: выборка огромна. Война, затяжная, глобальная война.
Зачем мы это делаем? Мы, именно мы — никого другого рядом с ними ведь просто не было. Семья, школа, окружение - выбирайте сами.
До окончания каникул ещё есть время. Да и вообще — есть ещё время. Так может, посвятить его анализу, наблюдениям, сомнениям в выбранном пути? Чтобы исправить такое положение дел, нужно совсем немного. Они ведь ещё в том замечательном возрасте, когда меняться легко и приятно. А для этого самим нам нужно заметить, что война давно окончена, если вообще когда-то начиналась. А дальше - просто изменить агрессию на принятие. Это ведь намного проще, чем может показаться. Да-да, просто выдохнуть и поискать в учебе восторг и радостное изумление от того, что нас окружает, включая самих себя и собственных близких.
А заодно ужаснуться тому, что наши дети из-за нас вынуждены постоянно искать в себе ненависть. Ту самую, которая от природы им вовсе не свойственна. Так может, мы ещё успеем рассказать им, что для того, чтобы БЫТЬ не обязательно побеждать другого, что для того, чтобы жить - не обязательно выживать.
Иначе ведь мы снова делаем их подобными нам самим, обрекая их, несчастных, на следующие сто лет одиночества. Которые лукавые словоблуды назовут «вечным боем» И добавят: «покой нам только снится»
И снова борьба - как единственный способ обрести себя.
Вам жить. Вам решать.