Заскрипело и покосилось обжитое лет двести назад нашими прилежными предшественниками здание системы образования, и тут повеяло такой затхлостью, что в пору маску надевать не из боязни коронавируса, а спасаясь от мерзкого зловония...
Набирает обороты педагогическое нытьё.
Нет программ... нет распоряжения комитета по образованию... нас никто не учил... Мы не можем так работать!!!
Не можете работать, говорите? Не можете в онлайне, не можете в офлайне — может быть, вы просто ничего не можете? Может быть честнее просто признаться: вы не умеете сделать жизнь детей значимой и интересной в современном мире?
Мы оказались в ситуации, когда нужно просто взять и провести урок. В этом нет героизма, нет прорыва, нет особого достоинства. Просто оторвать задницу от стула и провести урок. После которого дети захотят участвовать в следующем. Это простая задача. Если, конечно, вы чего-то стоите как профессионалы. Про такие времена принято пафосно говорить: сейчас момент истины. Да — это именно он. Именно сейчас. Наша профессиональная и человеческая проверка.
Жалуется коллега: я так измучилась! Каждый день должна посылать детям задания, а потом вся почта полна их сообщениями, которые нужно сортировать и проверять... На мои изумленные вопросы, почему вместо этого просто не придумать и не провести классные уроки для детей, почему не воспользоваться современными программами для связи, зачем воообще использовать почту, она обиженно ответила: «тебе легко говорить!..»
Да, мне наверное, легко говорить. Потому что я очень люблю нашу профессию. Потому что считаю ее самой творческой на свете. Потому что мне посчастливилось работать с такими же страстными, яркими, сомневающимися, любопытными учителями. Потому что для нас сейчас самое интересное время — когда мы наконец-то можем, не оправдывая самих себя искусственными обстоятельствами, попробовать и придумать так много нового, что даже не успеем все применить. Потому что каждый день мы счастливы, что мы вместе и что мы можем заниматься тем, что так важно. Потому что дети входят в «виртуальную комнату» ранним утром и ждут, когда же утренняя музыка даст сигнал к началу учебного дня. Потому что мои коллеги уже за эти несколько дней придумали и провели такие видеоуроки, что я кусаю локти оттого, что не могу поучаствовать во всех.
Подруга рассказывает, что в известной московской школе проводят для начальных классов в онлайне два урока в день — математику и русский. Какая самоотверженность! «Детей к компьютеру не загнать, задания делать не заставить». Опять эти «не загнать, не заставить»... Опять мы молодцы, гордо несущие светоч знаний, а они — лентяи и неучи, способные лишь сопротивляться прекрасному. Отчего же учителя не пользуются этим уникальным моментом? Почему не предлагают виртуальные экскурсии по музеям, почему не вплетают в урок музыку, видео, современные технологии?
Знаете, я боюсь, у меня есть ответ. Потому что не хотят. Просто не хотят. Ни учиться, ни придумывать, ни интересоваться миром.
Что же мы можем поделать, — уходя в отпуск под названием карантин, лукаво вздыхает директор одной из школ... — Вы серьезно? Что вы можете поделать? Да просто сделать так, чтобы детям было зачем вставать утром. Чтобы они в новой и очень сложной ситуации не чувствовали себя брошенными. Чтобы уход в онлайн стал чудесным приключением, а не очередной мукой, которую выдумали взрослые.
Школа, которая бросает своих учеников из-за вируса или по любой другой причине, должна быть закрыта. Чем бы она стыдливо не прикрывалась. Я в этом совершенно уверен. Именно способностью и умением поддерживать, предлагать смыслы, делать жизнь осознанной и значимой поверяется профессионализм школы и право ее на само существование.
Ещё раз: бросать учеников в сложный момент — это настоящее предательство.
Все дело в технике, — привычно попытается возразить коллега? Нет, не в технике, технической поддержки масса. И не смейте опять рассказывать, что ничего в этом не понимаете. Спросите! Не у кого спросить? Тогда ловите меня на слове: я лично готов объяснить всем желающим, как наладить крутую и очень творческую дистанционку.
Что же мешает теперь? Опять не можете? Тогда признайтесь: это не наше! Живите, дети, как хотите! Мы ничем не можем вам помочь!
Ни при чем тут министерство, президент, комитет по образованию, завуч и полиция. Сейчас время для нашего слова. И нашего дела. Иначе не будет ничего. Совсем. Впрочем нет — останется представление о нас, как о преподах-ссыкунах и преподах-говнюках. Это и будет нашим именем. В веках.
Всему есть предел, ребята. Просто встаньте и сделайте. Иначе вам будет так стыдно, что жить станет сложно. Какие бы отговорки вы не придумывали.
Ссылка на импровизированный вебинар по дистанционному обучению, проведённый в день выхода статьи