9 марта стало худшей торговой сессией для американского рынка в текущем году. Затем падение продолжилось 10 марта. Причиной коррекции стала слабость банковского сектора, утянувшего за собой вниз индекс широкого рынка. Что случилось и чего теперь ждать?
Главным аутсайдером прошлой недели стал Silicon Valley Bank — 16-й по объему активов банк США, входящий в SVB Financial Group (SIVB). Ранее, 8 марта, группа объявила о мерах для поддержания капитализации, включая продажу наиболее ликвидных активов в объеме $21 млрд, привлечение займа на $15 млрд и допэмиссию обыкновенных и привилегированных акций. После релиза новости котировки SIVB стали резко снижаться, в итоге к закрытию сессии 9 марта группа потеряла более 60% рыночной капитализации. 11 марта деятельность Silicon Valley Bank была прекращена финрегулятором Калифорнии. Причины — недостаток ликвидности и неспособность отвечать по обязательствам.
В чем причины банкротства банка? Их множество, назову лишь некоторые.
· Высокорисковая ниша. Основными клиентами SVB были фонды венчурного капитала и молодые компании из секторов здравоохранения и ИТ на ранних этапах финансирования. На фоне ужесточения Федрезервом монетарной политики активность в сфере венчурных инвестиций и IPO заметно снизилась. При этом банк столкнулся с повышенным расходами клиентов в условиях инфляции и необходимости покрытия операционных затрат, что привело к оттоку средств со счетов. Испугавшись банкротства Silvergate Bank, также инвестировавшего в стартапы, клиенты SVB вывели со счетов около $42 млрд в течение 24 часов.
· Низкий уровень страхования депозитов. $151,5 млрд, или 87% совокупного портфеля вкладов, не были застрахованы.
· Несбалансированная структура обязательств. По состоянию на 31 декабря, стоимость депозитов SIVB составляла $173 млрд, или 89% обязательств. При этом с начала цикла ужесточения монетарных условий ФРС и в результате пересмотра ставок по вкладам за последний год расходы на обслуживание депозитов SVB выросли с 0,14% до 2,32%.
· Несбалансированная структура активов. В 2021 году SVB, как и многие другие банки, инвестировал привлеченные от клиентов средства в долговые бумаги. В итоге на момент банкротства на трежерис приходилось 57% в общем портфеле активов SVB, тогда как аналогичный показатель для 74 крупнейших банков США составляет менее 42%. С началом цикла повышения ставки Федрезервом и в результате инвертирования кривой доходностей казначейских облигаций банк столкнулся с негативной переоценкой портфеля инвестиций и накоплением нереализованного убытка.
· Некачественное управление рисками. Банк не хеджировал процентные риски, что может быть связано с отсутствием корректного риск-менеджмента. По данным Fortune, директор по управлению рисками SIVB покинул пост в апреле 2022 года, тогда как замена не была обеспечена в течение целых восьми (!) месяцев.
Подобная совокупность проблем, связанная с риск-менеджментом и управлением балансом, не типична для банковского сектора США. Скорее это единичный случай, поскольку современная американская финансовая система отличается очень серьезными требованиями к капиталу после кризиса 2008 года. Тогда и банки, и регулирующие органы сделали важные выводы. В итоге был принять закон Додда — Франка, устанавливающий высокие уровни резервов на абсорбирование потенциальных убытков. По данным на 10 марта, текущий коэффициент ликвидности для отрасли соответствует средним значениям 2012–2019 годов, хотя и снизился с максимума 2021 года в 38,56. С учетом устойчивости американских банков распространение цепной реакции крайне маловероятно.
Кроме того, органы власти также приняли срочные меры для балансирования отраслевых рисков. Так, ФРС, Минфин и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) разработали план поддержки вкладчиков Silicon Valley Bank, а также закрытого из-за системного риска Signature Bank (SBNY). Клиенты обанкротившихся банков получат доступ к средствам как по застрахованным, так и по не застрахованным депозитам начиная с 13 марта. Для защиты вкладчиков FDIC такие может принять дополнительные шаги, например выкупить депозиты и активы SVB и SBNY через санацию или перевод в финансово устойчивый банк. Другие возможные меры — выплата страховки пострадавшим вкладчикам либо создание bridge bank под собственным управлением. По сообщениям Bloomberg, сейчас FDIC готовится к продаже активов SVB.
Банкротство ключевого для стартап-экосистемы банка, конечно, отразится на индустрии венчурного капитала. Однако с учетом устойчивости американской экономики в целом и банковской отрасли в частности серьезные последствия вряд ли возможны. На премаркете 13 марта S&P 500 торговался в плюсе, прибавляя в моменте 0,09%.