«Ты шутишь?» - внезапно вырвалось у меня. Вопрос иностранца ввел меня на миг в ступор. Я не мог поверить, что в разгар текущих событий, сложной геополитической обстановки и антироссийских настроений я получаю деловое предложение от иностранного туроператора. Да еще из недружественной страны.
«Конечно»,- вполне серьезно продолжал иностранец. «У меня уже тридцать четыре заявки от испанцев, желающих отправится в свой летний отпуск в Петербург. И на пару ночей съездить из Петербурга в Москву».
«Воздушное пространство России закрыто для европейских авиакомпаний, ваши банковские карты у нас не работают»,- я объяснял собеседнику. «С въездными визами в Россию наверняка будут проблемы - вы же граждане из недружественной страны».
«Послушай меня внимательно. И не перебивай!»,- волновался собеседник. «У нас есть план действий»,- уверенно твердил собеседник. «Летим из Барселоны через Алматы или Стамбул в Петербург. А назад - из Москвы. С авиаперелетами проблем нет. И даже групповые билеты на начало августа пока есть».
По словам иностранца, проблем с получением туристических виз через месяц не будет. За одним исключением - туристы из недружественных стран не подпадают теперь под новый тип разрешений на въезд в страну - электронные визы. «Придется получать привычные визы, вклеенные в паспорт. Нас даже не смущает, что их нужно долго ждать - время пока есть.
«А как вы собираетесь путешествовать без банковских карт?» - я не отступал. «Ваши у нас не работают. Повезете с собой мешок налички?»
«Мы и об этом подумали», – мой мой собеседник рассмеялся. «Мы переведем на ваш валютный счет из Испании полную стоимость за проживание. И некоторую сумму сверху, как депозит. Ее вы обменяете в банке на рубли и выдадите наличку туристам на руки»,- объяснял иностранец. «Главное, дайте нам хорошие цены на номера. И не забудьте про нашу комиссию».
«И как мы переведем вашу комиссию в Испанию? Сейчас переводы иностранной валюты в недружественные страны невозможны» – я искренне недоумевал.
«Переводить комиссию в Испанию не нужно. Мы сразу вычтем ее из общей суммы за путешествие группы. И переведем вам разницу»,- резюмировал менеджер.
Я пообещал иностранцу прислать в ближайшие дни специальное предложение по размещению двух туристических групп в августе в моем отеле «Гельвеция». Мы тепло попрощались. Я повесил трубку. И, на пару минут задумавшись, вспомнил, что происходило с туристическим рынком летом 2014 года - сразу после вхождения Крыма.
В июне 2014 года, в разгар «белых ночей» и Петербургского экономического Форума гостиницы города впервые за последние десятилетия стояли в летний период полупустыми. Иностранцев было немного. А после катастрофы с малайским боингом в середине июля, и последующим за ней вводом антироссийских санкций, иностранцы, из опасений начала военных действий, начали массово аннулировать бронирования сразу до конца года.
Мы были в полной растерянности - не понимали, как действовать, кому продавать свободные номера. Особенно в низкий сезон - в предстоящие осень и зиму 2014-ого.
Иностранные туристы формирует в городе на Неве до восьмидесяти процентов летней выручки. А наш отдел бронирования в августе 2014 года превратился в отдел аннуляций. Мы закончили 2014 год с убытками.
Никто из игроков отрасли в те годы не был готов к глубокому кризису. Ни у кого из отельеров не было опыта потрясений такого масштаба. Ведь с начала нулевых туристическая отрасль России непрерывно росла на протяжении последних пятнадцати лет.
В страну в те годы пришли основные мировые гостиничные операторы. Российские инвесторы активно вкладывали средства в строительство новых объектов. По всей стране активно развивались сети малых средств размещения: мини-гостиниц, хостелов, апарт-отелей.
Кризис такого масштаба случился в гостиничной отрасли России впервые.
В 2015 году на фоне отсутствия открытого противостояния в регионе, несмотря на продолжающуюся санкционное давление на Россию, туристический рынок начал медленно восстанавливаться. А к лету 2016 года от потрясений 2014 года не осталось и следа. Рынок рванул вверх.
В 2017 и 2018 годах в стране прошли мировые спортивные мероприятия - Кубок Конфедерации и Чемпионат мира по футболу, подстегнувшие дальнейшее бурное развитие индустрии гостеприимства. И туристической отрасли в целом.
Но в 2020 году пять «тучных» лет вмиг разбились о пандемию коронавируса.
Российская туристическая отрасль, наряду с мировой, на фоне карантина и самоизоляции впала в кому, оказавшись в числе самых пострадавших секторов глобальной экономики.
Гостиницы к концу 2020 года лишились почти семидесяти процентов своих запланированных доходов. Большинство игроков фиксировали рекордные убытки, многие стояли на грани банкротства. А некоторые сменили собственников.
2021 год принёс, наконец, долгожданное облегчение. Снятие ковидных ограничений, усталость от изоляции, отложенный спрос на путешествия сделали свое дело - туристы, прежде всего российские, принялись наверстывать упущенное. И массово поехали колесить по стране, наслаждаясь красотами Краснодарского края, Крыма, Алтая, осваивая новые маршруты в Карелии и на Алтае, на Камчатке и Северном Кавказе.
Но с 24 февраля 2022 года туристический рынок вновь замер. Россияне по полностью всерьез сократили свои поездки по стране и за рубеж.
В результате введенных санкций западные сетевые операторы начали сворачивать свою деятельность в России. Компании не ушли полностью. Они начали закрывать свои представительства и офисы, сворачивать маркетинговые программы, инвестиции в развитие, обнулили программы лояльности для россиян.
С прекращением активной деятельности иностранных управляющих компаний в стране мы потеряли доступ к масштабным разработкам стандартов сервиса, их развитую корпоративную культуру, маркетинг, внедрение современных IT-решений. И, конечно, их инвестиции в российскую гостиничную отрасль.
В России действуют немало локальных управляющих компаний. Но они еще молоды. Ведь тридцать лет назад не существовало российской HoReCA. И лишь с приходом в начале 90-х первых западных гостиничных операторов, российские отельеры начали обучатся ремеслу гостеприимства.
В марте серьезным потрясением для путешественников стал внезапный уход с российского рынка таких гигантов, как booking и airbnb. А о российских аналогах никто почти не знал.
Но вскоре паника и замешательство у потребителей сменились знакомством и изучением российских агрегаторов онлайн-бронирований, таких как ostrovok, bronevik, a&a, yandex. Путешествия, onetwotrip.
Уже к началу мая российские ресурсы бронирований вполне успешно заняли иностранную нишу. Россияне наконец начали активно использовать отечественные ресурсы бронирований. А заодно сформировали выгодный для гостиниц тренд - прямые бронирования через сайт, что позволяет отелям экономить значительные средства на комиссиях агрегаторов. То, к чему мы шли много лет, но не могли реализовать из-за стойки зависимости российских потребителей от booking и airbnb.
Так что же ждет российский туристический рынок и гостиничную отрасль в ближайшем будущем?
В последние десятилетия на российском рынке преобладали большие транснациональные гостиничные сети. Российские собственники объектов предпочитали отдавать им свои гостиничные активы в управление, в аренду или заключать с ними договора франчайзинга.
Но текущая ситуация внесла серьезные коррективы. И вполне возможно положило начало модели управления гостиницами - «европейской», где на рынке доминируют небольшие локальные сети. А львиную долю занимают независимые гостиницы под управлением небольших компаний или самого владельца. К слову, мой отель «Гельвеция» как раз является примером европейской модели «владельца у руля» или семейного династического отеля.
А россияне этим летом, не выезжая за рубеж, продолжат активно путешествовать внутри страны. По ряду причин: крайней ограниченности и дороговизне международного авиасообщения, невозможности оплаты российскими банковскими картами расходов за границей, ограниченным размером вывоза наличных денег, общей геополитической нестабильности и антироссийских настроений во многих странах.
Так, по данным Ростуризма, за период майских праздников четыре миллиона наших соотечественников путешествовали по стране. По прогнозам того же ведомства, до сентября текущего года 30-35 миллионов наших сограждан посетят российские туристические центры и курорты, что по данным Ростуризма на 25-30% выше, чем за прошлый год.
Важным фактором, способствующим росту поездок россиян внутри страны, является пролонгация программы туристического кэшбэка - меры, которую правительство ввело в прошлом году для поддержки пострадавшей от ковида туротрасли.
Так, два с половиной миллиона россиян уже воспользовались кэшбеком в этом году. Им возмещено восемь с половиной миллиардов рублей. Россияне уже в этом году потратили сорок четыре миллиарда рублей на отдых и путешествия.
Условием действия кэшбэка является оплата за туристические услуги российской картой «Мир». А кэшбек составляет двадцать процентов от потраченной суммы, но не более двадцати тысяч рублей.
За последние два года игроки в сфере туризма научились выживать без иностранных туристов.
Полагаясь на собственные силы и опыт, совместно с Ростуризмом, они продолжают находить креативные решения, внедряют интересные форматы путешествий, развивают новые маршруты и курортные направления - делают всё, чтобы вовлечь наших соотечественников и заставить их активно путешествовать по стране.
И россияне отвечают им взаимностью.
Популярными стали природные локации Карелии, озера Байкал, республик Северного Кавказа, Краснодарского края, Крыма, Алтая и Дальнего Востока. А среди самых востребованных городских марштрутов - Санкт-Петербург, Москва, Казань, Сочи и Калининград.
Но по-настоящему прибыльным российский турбизнес сделают однажды вернувшиеся массовые иностранные путешественники. Ведь Россия - северная страна. Основная часть ее платёжеспособного населения выезжает за рубеж, предпочитая отдых все же в теплых странах. Рано или поздно наши соотечественники с семьями, родственниками и друзьями вновь потянутся к южным морям - в любимые и доступные по цене Египет, Турцию, Вьетнам и Таиланд.
А иностранные туристы снова поедут к нам. Но не сейчас. Геополитическая нестабильность заставляет выбирать другие - более спокойные направления.
К слову, экономические санкции давно не отпугивают иностранцев. К глобальной турбулентности рядовые путешественники давно привыкли: десятилетиями различные страны в разных частях света противостоят друг другу, вводя ограничения.
Первыми к нам наверняка поедут туристы из дружественных стран: арабских государств Ближнего Востока, Индии, Ирана, Турции, Кореи, Китая, Таиланда и Вьетнама. Ведь для них уже действуют электронные визы, по сути упрощенный визовый режим.
А позже к ним присоединится и та часть туристов из европейских стран, США, Канады и Австралии, кто смотрит на мир иначе, стоит в стороне. И считает, что политика политикой, а культурное наследие такой великой страны, как Россия, отменить нельзя. Как раз те европейцы, кто уже сегодня подталкивает моего знакомого иностранного туроператора звонить мне. И интересоваться возможностью прокатится по России. С любовью.