Крепкие родительские компетенции помогают ребёнку оставаться в стабильном эмоциональном состоянии. А поддержка психологов и опытных родителей помогают семьям в кризисе выйти из сложной ситуации и сохранить детей в семье. Такие результаты показывает практика — работа родительских школ и клубов по всей стране, поддержанная на государственном уровне.

Вернули сына, родили дочь — как сегодня помогают семьям выйти из кризиса

«Мы думали, что выхода нет. Ребёнка забрали, поместили в социально-реабилитационный центр, я была как в яме. Потом мы с мужем пришли в клуб «Устойчивая семья». С первой встречи поняла — здесь работают люди, которые действительно хотят помочь. Я не пропустила ни одного занятия! Прошли лечение от зависимости, нашли хорошую работу, вернула сына», — рассказывает Елена. А недавно в этой семье родилась дочка. Семья находилась в кризисной ситуации, но работа с психологами по новым методикам, развивающимся сейчас в России в рамках работы клубов «Устойчивая семья», помогла справиться, восстановиться.

О таких реальных практических кейсах говорили много на V Всероссийском форуме школ и клубов родителей, который прошел в Общественной палате РФ, собрал участников из 71 региона России, его организаторами мероприятия выступили АНО «Азбука семьи» и уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка. Представители органов власти, НКО, общественных организаций, специалисты социальной сферы, педагоги, психологи, а также родители — уделили внимание вопросам поддержки семей с детьми, профилактики социального сиротства, обменявшись практическим опытом и инструментами, помогающими в работе.

Клубы «Устойчивая семья» работают в России в рамках стратегической программы «Дети в семье». Об их создании и развитии рассказала Диана Машкова, автор практики, основатель АНО «Азбука семьи», член Общественного совета уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка, писатель и мама пятерых детей.

«Сегодня в семьях, которые находятся в социально опасном положении, живут более 200 тысяч детей. Мы должны прийти им на помощь, чтобы они не оказались в учреждениях для сирот, а их родные семьи могли пройти реабилитацию, получить комплексное сопровождение».

Клубы «Устойчивая семья» работают в формате социально-психологических тренингов с элементами терапии, а также поддерживающих встреч сообщества, они помогают родителям восстановить свою функциональность, изменить образ жизни, улучшить детско-родительские отношения. Крепкая семья — это единственный институт, способный удовлетворять все потребности взрослых и детей. Надёжные и бережные межличностные отношения в семье становятся источником психологического благополучия каждого.

В Клубах «Устойчивая семья» родители осваивают базовые знания из области семейной и детской психологии по книге-тренажеру «Азбука счастливой семьи». Эта программа создавалась 8 лет, опираясь на науку и практику, пособие рекомендовано Министерством просвещения и Министерством труда РФ.

Как это работает? Под руководством психолога формируется сообщество родителей, основанное на принципах понимания, принятия, поддержки и помощи. В этой работе соединены усилия и многих других специалистов — кураторов семей, при необходимости наркологов, юристов и других.

«У родителей в семьях, находящихся в кризисной ситуации, как правило, разорваны социальные связи, у многих зависимости, проблемы с работой, финансовые трудности, а зачастую — собственный негативный детский опыт. Они боятся идти за помощью, думают, что будет только хуже. В наших клубах им помогают не только специалисты, но и группа родителей в формате «равный-равному» становится терапевтической средой», — говорит Диана Машкова.

Это интересное новаторство: уже опытные родители сами становятся наставниками, помогая специалистам работать с семьями в кризисе.

Главные усилия — на то, чтобы сберечь семью

Как замечает уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова, сейчас очень важно развивать комплексную систему поддержки родных семей: «Мы проводили Всероссийскую инспекцию системы профилактики, и её результаты показали востребованность самых различных форм поддержки мам и пап, которые столкнулись с кризисом, и чьи дети оказались в учреждениях или рискуют туда попасть. Наша практика говорит о том, что даже в самых трудных случаях, если нет прямой угрозы жизни и здоровью ребёнка, надо стараться сберечь семью, не разлучать родителей с детьми, предоставлять им альтернативные варианты помощи».

По клубам «Устойчивая семья» работа началась четыре года назад, напоминает Мария Львова-Белова. В регионах начали развивать комплексную программу профилактики социального сиротства. «Благодаря работе в семьесберегающем ключе за почти четыре года при нашей поддержке около 20 тысяч детей живут в семьях, преимущественно родных, хотя раньше были в учреждениях, — отмечает уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка. — Это подтверждает, что вектор на семьесбережение правильный, надо продолжать ему следовать. Необходимо, чтобы положительный опыт перенимали другие субъекты Российской Федерации».

Сейчас 20 регионов уже внедрили практику Клубов «Устойчивая семья», 12 из них обучили региональных тренеров и масштабируют практику в регионе, 8 регионов готовятся к внедрению. В России работает 202 клуба «Устойчивая семья», в них занимаются 2211 родителей, у них воспитываются 4832 ребёнка. В итоге этой работы 83% детей участников клубов сохранили родные семьи, а 8% детей вернулись из учреждений домой. К концу 2026 года в России, как планируется, будет работать уже 600 клубов, которые объединят более 5 тысяч родителей.

Эмоции ребёнка — в прямой зависимости от родительских компетенций

Кроме клубов «Устойчивая семья», в России также работают и школы родителей «Азбука семьи» — они направлены не на семьи в кризисе, а на раннюю профилактику стабильности в семьях, эта методика уже действует в 37 регионах России и является одной из самых востребованных практик с доказанной эффективностью на платформе обмена лучшими региональными практиками «Смартека», созданной Агентством стратегических инициатив. Встречи с родителями по книге-тренажеру «Азбука счастливой семьи» проводят психологи в формате тренингов на протяжении четырёх месяцев. Мамы и папы укрепляют родительские компетенции, получают знания из области семейной и детской психологии, формируют поддерживающее сообщество — после занятий вместе с детьми занимаются творчеством, вместе ходят в театры, музеи, походы. По всей стране уже больше 5 тысяч семей освоили программу. 

Новое исследование «Эмоциональное состояние детей дошкольного и школьного возраста в связи с эмоциональным состоянием и родительскими компетенциями их матерей», проведенное силами специалистов Санкт-Петербургского государственного университета, доказало успешность методики школ родителей «Азбука семьи». В исследовании участвовали мамы и их дети из 11 регионов страны. Психологам удалось выявить интересные наблюдения.

Как рассказала Анна Еселевич, научный сотрудник АНО «Азбука семьи», оказалось, что малыши (дети 4-6 лет) и старшеклассники (возраст 13-17 лет) очень чутко реагируют на тревожность, депрессивность, агрессивность мамы, и их эмоциональная стабильность падает. А если мама находится в стабильных отношениях с партнёром (супругом), с друзьями, коллегами на работе, то и психологическое состояние ребенка укрепляется.

Основной вывод таков: если в целом мама удовлетворена отношениями в семье, но при этом у неё низкие родительские компетенции, ребёнок тревожен. А вот если у мамы высокие родительские компетенции, то даже при ее эмоциональном неблагополучии ребёнок более стабилен психологически. «Оказалось, что эмоциональное состояние детей напрямую связано с родительскими компетенциями мамы», — говорит Анна Еселевич. Исследователи выяснили, что в ходе прохождения родителями курса «Азбука счастливой семьи» у родителей снижаются проблемы мышления, внимания, соматические проблемы, антисоциальные расстройства, СДВГ, и наоборот — мамы учатся влиять на состояние ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку, быть ориентированной на его состояние, улучшается отношение к себе как к родителю, появляется осознанное понимание причин состояния своего ребёнка. А у детей снижается негативное эмоциональное состояние, в том числе тревожность.

Мамы-участницы исследования поделились своими впечатлениями. «Я была очень рада, и с огромным интересом приняла участие с детьми в исследовании, было приятно получить результат и обратную связь. Это дало возможность соотнести мои внутренние ощущения с тем, что показали диагностические методики. Я убедилась благодаря диагностике, что улучшение моего отношения к себе как к родителю обосновано. Спасибо вам огромное!», — говорит Валентина, город Канск.

«Эмоциональное состояние детей связано напрямую с родительскими компетенциями. Мы увидели не только на практике, но теперь и благодаря научному исследованию, что школы родителей «Азбука семьи» — это эффективный инструмент укрепления семей и улучшения детско-родительских отношений», — отметила Диана Машкова. В планах профильных ведомств и некоммерческих организаций в сфере образования и социальной работе — распространить работу школ родителей на все регионы страны.