В Узбекистане в отличие от России по-прежнему действуют правила, как и когда следует выбирать себе жениха или невесту. Если кто-то из детей слишком долго не женится или не выходит замуж, то к процессу подключаются мамы. Наш узбекский гид рассказывал, что, когда ему стукнуло тридцать, его мама сказала: «тебе уже тридцать, сынок, у тебя есть младшие братишки, сестренки, нужно, сынок, пора». Во время поиска пары для своего сына или дочери узбекские мамы смотрят на образование, здоровье избранника/цы, на отсутствие судимости у кого-то из родственников, на благополучие семьи и так далее, после чего предлагают варианты. Дальше начинается длительный процесс смотрин, который, как правило, происходит в парках (то-то в Ташкенте их так много). Одна, вторая, пятая, наш гид посмотрел двадцать пять девушек! Один раз таким способом он общался с замечательной девушкой, всё было при ней, и красивая, и образование, из хорошей семьи, но голос … «Если этот голос будет каждый день спрашивать деньги, но нет!». И женился на другой.
Празднование свадеб в Узбекистане примерно такое же, как в большинстве восточных стран, с большим количеством гостей, с подарками в виде денег и записями в журнале, с пышными дорогими нарядами невесты и профессиональными фотосъемками. Однажды мы с мужем зашли в один из многочисленных свадебных салонов Самарканда и спросили цену роскошного пышного платья, нам ответили — 200 долларов, что нас удивило. Позже выяснилось, что свадебные наряды в Узбекистане никто не покупает, а все берут в аренду, так что на вопрос, сколько стоит платье, продавец назовет вам цену его аренды в день. Обычно она составляет 150-200 долларов для ношеного и 600 долларов — для нового платья. Эти расценки также включают в себя свадебный мэйк-ап и укладку. Но, как сказали нам местные девушки, в свадебных салонах для этого часто используют дешевую косметику, поэтому невесты этой услугой не пользуются, что не уменьшает цену самого платья.
В Узбекистане во всех торговых точках и на базарах продается сюзане — это такой вышитый вручную декоративный текстиль. Это могут быть ковры, одежда, покрывала, платки и даже сумки. В древности молодые девушки таким способом готовили себе приданое, а будущие свекрови по вышитым работам выбирали своему сыну невесту.
Вопреки распространенному мнению относительно того, как происходило сватовство в старые времена, девушки из богатых семей тоже принимали участие в выборе жениха. Когда в их дом приходили потенциальная свекровь с женихом на чаепитие, то в гостиной в потайной комнатке над входной дверью могла сидеть будущая невеста. Девушка за решетками подсматривала и подслушивала за всем происходящим. Во время перерыва в трапезе мать встречалась со своею дочерью и спрашивала её мнение относительно возможного избранника. Если потенциальный жених девушке не нравился, то отказ матери мог быть оформлен в виде фразы «наша дочь еще слишком мала» или «мы решили пока не выдавать нашу дочь замуж».
Правители в Хорезме (Хива находится на территории бывшего Хорезмского царства), как и все мужчины по шариату, имели четыре жены. Но если первые жены ханов были, как правило, дочери царей, с которыми нужно было породниться из политических соображений, или происходили из знатных семей, то последняя жена была сменной. Четвертую жену правитель держал при себе три-четыре года («Любовь живет три года»), после чего менял на новую из наложниц своего гарема. После развода бывшая четвертая жена получала дом и ей даже разрешалось выйти замуж. В общем, никто в обиде не был. Система сменного состава женщин у правителей была нужна в первую очередь из соображений безопасности государства, чтобы правитель не концентрировался на каком-то одном объекте, не привязывался к ней и соответственно не был уязвим.
Рекордсменом по «непривязыванию» следует назвать бухарского Сеид Алим-хана. Этот последний в истории правитель на территории Узбекистана, друг Николая II, в начале ХХ века только официально имел сорок жен, не говоря уже о наличии нескольких гаремов. А чтобы никому из женщин не было обидно, почему он выбрал ту или иную жену\наложницу для свидания, он использовал яблоко. В бассейн, куда спускались девушки в легких шелковых одеждах, подчеркивающих их формы, он кидал символ любви, и та наяда, которой удавалось его поймать, отправлялась в уединение с правителем. И так два-три раза в день. Причиной столь непомерной любвеобильности эмира называют его первую несчастную любовь к французской балерине, с которой он познакомился в С.-Петербурге во время учебы в кадетском корпусе. Его отец, тогдашний эмир, естественно не разрешил ему на ней жениться, обманом выманив молодого человека в Бухару, и тут понеслось… Позже, уже во время своего правления, Сеид Алим-хан все же воссоединился со своей балериной, если можно так выразиться, поскольку про своих многочисленных жен и наложниц он также не забывал. После захвата власти Советами в 1920 году Сеид Алим-хан был вынужден бежать в Афганистан, где и закончил свою жизнь.
На гигантский гарем бухарского эмира помимо самого правителя было много желающих и со стороны. Местные молодые люди перемахивали через забор и безбоязненно (а зря!) шустрили с женами и наложницами эмира. Если же охрана гарема кого-то ловила, то ставила перед выбором, либо — голова, либо — «там». Так еще в начале XX века становились евнухами.
Что помимо брачного вопроса отличает узбеков от других, какие у них привычки, особенности? Ну вот, например, в узбекских дворах и кафе любят подвешивать куда-нибудь повыше клетки из тыквы, куда вместо попугайчиков сажают перепелок. Как-то раз на рынке «Чорсу» в Ташкенте я с удовольствием послушала их необычное щебетанье. А чтобы птички иногда затихали, на клетки накидывают легкую ткань, что, впрочем, помогает не всегда. Слово «уз бек» означает «сам себе хозяин», так что местные жители часто соглашаются с оппонентом, но потом делают всё по-своему. Узбеки боятся выглядеть дурачками, поэтому если чего-то не поняли, делают вид, что поняли, после чего делают так, как поняли (об этом — во второй части статьи). Узбеков отличает доброта, покорность и услужливость, они психологически устойчивы и расслаблены, точь-в-точь, как местные коты (не все коты такие). В Узбекистане гость — это, конечно же, «от бога». Несмотря на то, что по статистике 94% населения страны мусульмане, Узбекистан — светское государство, поэтому местные жители не фанатично религиозны.
Какие на первый взгляд есть различия между Ташкентом, Самаркандом, Бухарой и Хивой? Самарканд — довольно зеленый город, также как Ташкент. В свою очередь, Бухара и Хива расположены в пустынной местности. Самарканд считается культурной столицей Узбекистана, в её памятниках архитектуры ощущается блеск бывшей столицы Тамерлана. Бухара — это древний торговый центр, где чудом уцелели несколько зданий, построенные ещё до нашествия Чингисхана, то есть до 13 века. Хива — самый сохранившийся с 16-го века средневековый город Узбекистана, он на 80% находится в первозданном, а не отреставрированном виде, поэтому весь комплекс старого города охраняется ЮНЕСКО. Ну а Ташкент уже можно назвать среднеазиатским мегаполисом с современными жилыми кварталами, офисами премиум-класса и парком Меджик-Сити, напоминающим Лас-Вегас.
Но меня, конечно, больше интересуют особенности узбекских городов с точки зрения проживающих там жителей.
В Самарканде по непонятным причинам на каждом углу расположены центры получения грин-карт в США, которые привлекают внимание прохожих своими крупными надписями и яркими вывесками. Их так много в городе, что, как говорят, это привело к массовому помешательству самаркандского населения. Мне рассказали случай, когда человек в течение десяти лет пытался получить грин-карту, для чего упорно обращался в агентства и оплачивал их услуги. В результате чего он влез в большие долги, и когда ему в очередной раз отказали, покончил жизнь самоубийством.
В Бухаре (третьем городе Узбекистана) ситуация совершенно иная. Там ниже зарплаты и много людей уезжает на заработки именно в Россию, местные узбеки мечтают получить гражданство РФ. На мой вопрос, «почему не США, как в Самарканде», бухарцы отвечают, что наши любят просторы, лучше поменьше, но ближе и понятнее своей натуре.
Хивинцы — как будто все на понтах и, я бы сказала, что даже немного выходят за рамки международной учтивости. Местных жителей отличает более светлая кожа, встречаются голубоглазые или зеленоглазые хорезмы. И это типа благодаря Александру Македонскому, который, вместо того чтобы захватить Хорезмское царство и поработить народ, приказал своим воинам жениться на местных девушках, а с эмиром заключил договор об использовании торговых путей. Так что чувство собственного достоинства у хивинцев будет повыше, чем у жителей Бухары и Самарканда. Возможно, дело также в том, что в Хиву приезжает больше всего респектабельных европейцев-туристов, поэтому гостиницы и рестораны в городе довольно высокого уровня, а молодежь учит исключительно английский язык.
В Ташкенте средний экономический класс уже ничего не ищет на стороне и не стремится ни в Россию, ни в США. Это связано с тем, что в Узбекистане уже существует большая потребность в высококвалифицированных специалистах, причем в разных, в том числе в высокотехнологичных областях. Соответственно, в столице Узбекистана открывается все больше университетов. Ташкентские девушки, как и во многих крупных городах мира, ведут себя вполне современно, обращают внимание на моду, на популярные мировые бренды, а кто-то прибегает к внешним переделкам, например, к накачке губ и всякому такому прочему.
Еще больше углубляясь в эту восточную страну, расскажу подробнее про Бухару. В этом городе нас сопровождал прекрасный местный гид с выдающимися актерскими способностями по имени Феруз. Практически через каждые пятнадцать минут он повторял словно мантры такие фразы: «Надеюсь, понятно стало вам\теперь», «Обратите ваше ценное внимание», «Будьте здоровы, живите долго и красиво». Возможно, дело было в его желании иметь собственный почерк повествования или в программировании туристов, чтобы те не отвлекались, оставались во внимании и не уставали.
Бухара в средние века представляла собой огромный торговый центр. В богатой Бухаре, одном из городов Великого шелкового пути, на разных площадях и улицах торговали тканями и коврами, серебряной и бронзовой посудой, оружием, ювелирными украшениями, кожаными изделиями и многим другим. И теперь многое из перечисленного ассортимента можно встретить на её торговых улочках. Примерно 20% населения Бухары того времени составляли евреи, собственно, это был их центр в Средней Азии. Когда после революции бухарские евреи массово покидали этот город, а уехало тогда 26 тысяч человек, цыганские бароны начали в три дорого скупать их дома. Цыгане надеялись найти там золото и сокровища, для чего разбирали стены, вскрывали подвалы, чердаки, но так ничего и не нашли. А евреи тем временем уезжали, взяв с собой лишь личные вещи и посуду в старых деревянных ящиках. Но вот только гвозди для этой поклажи были сделаны из золота, такими же были ложки и вилки, а кто-то даже умудрялся взять с собой казан, целиком отлитый из желтого металла.
В старом городе до сих пор действует синагога 16 века, где хранится самая древняя в мире Тора, ей более 1000 лет, и написана она на оленьей коже. К слову сказать, в Ташкенте хранится самый старый в мире Коран, тоже написанный на оленьей коже, его нам удалось увидеть воочию. Так вот, эту синагогу посещали такие важные персоны, как Хиллари Клинтон, Жерар Депардьё, Мадлен Олбрайт и наши Жириновский с Чубайсом. Есть поверье, что если взглянуть на эту реликвию, прикоснуться к ней и загадать желание, то оно непременно сбудется (а Клинтон то президентом не стала). На выходе председатель общины евреев, хотя сам про реликвию ничего не рассказал, настоятельно просил нас сделать пожертвование. В общем, действительно ли этой Торе больше 1000 лет и она обладает магическими свойствами, решать вам.
Одним из центральных бухарских рынков в средние века был рынок «тысяча мелочей». Торговали на нём именно евреи, и он был очень популярен среди женского населения. Самыми ходовыми товарами на этом базаре были парфюмерия, яд и противоядие. Спросите, почему? Ответ — четыре жены в семье. Каждой женщине тогда было необходимо бороться за внимание своего мужа, соблазнять его разными способами и при необходимости нейтрализовать конкуренток. Если дома все было неплохо, то жены покупали себе духи и благовония. А вот если возникали проблемы, то одна из жен могла пойти на рынок «тысяча мелочей» и купить яд, тогда другие жены, заподозрив это или случайно увидев, бежали следом и покупали противоядие (видимо у того же самого продавца).
В караван-сарае напротив рынка «тысяча мелочей» был аптечный центр, он же — «центр радости», там торговали купцы с юга, из Афганистана и Таджикистана. На этот базар бухарцы шли подлечиться, избавиться от хвори и уйти от депрессии. На базаре афганские продавцы предлагали ингаляторы радости, чай, и не только черный, мёд, собранный на маковом поле, вейпы и голландские печенюшки (шутка). Вероятнее всего на этот рынок направлялись уже мужья тех самых жен, что ходили на рынок «тысяча мелочей». После посещения этого караван-сарая дома мужчины уже совершенно не замечали каких-либо проблем и разногласий между своими женами. Надеюсь, понятно стало вам теперь.
Для дорогих товаров все рынки Бухары были крытые. В самый дорогой из них, который располагался неподалеку от тех, что я описала, местные богачи приходили за лучшими коврами и тканями. На входе в караван-сарай действовал фейсконтроль, он пропускал только тех клиентов, которые представляли ценность для продавцов, и не пускал, например, переодетых разбойников, заприметив у них черные ногти. На входе бухарских богачей сразу приглашали в большой украшенный зал, усаживали за стол и поили веселым чаем, давали ингаляторы радости, развлекали их. Когда клиенты хмелели, продавцы начинали кружить вокруг стола и предлагать им самый привлекательный товар. Большинство покупателей очень долго не засиживались и после покупок шли домой, но кто-то оставался.
Когда в караван-сарае оставался самый богатый и щедрый клиент, ему продавали «Летящий ковер». Обычно в этот момент знатный бухарец уже мало что соображал и еле держался на ногах, поэтому охотно верил, когда ему говорили, что сегодня у него будет волшебная ночь. Тогда покачиваясь, клиент понемножку шел к выходу, где около высокого крыльца его уже поджидали нанятые помощники, которые держали каждый со своей стороны доски-носилки. Поверх носилок продавец укладывал свой самый дорогой ковер и пристраивал для удобства подушечку. Бухарский покупатель ложился сверху, его глаза устремлялись к звездному небу и начиналось его путешествие по городу. В такие моменты ему казалось, что ковер парит в воздухе над прекрасной Бухарой... Когда клиент начинал прихрапывать, носильщики заносили его домой и укладывали в постель. Утром следующего дня человек просыпался с воспоминаниями о ковре-самолете. Так красивый сервис превратился в сказку!
Продолжение про Бухару и Узбекистан следует.