Это не гадание и не имеет ничего общего с эзотерикой. Основа - транзактный анализ и теория сценариев, которую разработал Эрик Берн, дополнили Клод Штайнер, Карпман и другие. Они большей частью рассматривали сценарий жизни человека, который закладывается в детстве. А с помощью фильмов мы можем рассмотреть «антисценарий», то есть тот, по которому живут люди, когда отметают (или наоборот подтверждают) родительские установки.
Динамика
И этими сценариями впоследствии служат фильмы, которые нам откликаются эмоционально, которые запоминаются надолго, сюжеты, которые мы невольно сами проигрываем в своей жизни.
Это неосознаваемая динамика. Тот неловкий момент, когда мы точно знаем, как действовать правильно, но действуем почему-то как обычно. Точнее, как в сценарии.
«Динамика - имеющая смысл непроизвольная ситуативная направленность энергии человека, непроизвольная ситуативная мотивация» (с) Psychologos.
Именно поэтому нужно больше смотреть не на смысл или идею, которые фильм в себе несёт, а на то, что в нем происходит и в какой последовательности. Иначе, получается как в жизни: все знают как надо, а делают почему-то как привыкли или как получилось.
Особенно, если вы пересматриваете фильм раз за разом и знаете его сюжет наизусть. Это значит, что он управляет вами больше, чем вам хотелось бы. Он становится программой, которую вы воплотите в жизни в том или ином виде.
Дело в том, что если фильм откликается, запоминается и остаётся в памяти, значит, в нем воплотилось нечто, что синхронизируется с вашим стилем и образом жизни. И финал будет скорее всего такой же как в фильме. Но в фильме часто не показывают финал. Только начало конца.
Когда смотрите фильм, обратите внимание не на основную мысль, которую он несёт, а на то, что происходит. Обратите внимание на то, что случается с героями, как они относятся друг к другу, к своему делу, к окружающим. Очень много подсказок вы найдёте к тому, что вы реализовываете в своей жизни.
Примеры
Разберём на примере: женщина любит пересматривать фильм «Москва слезам не верит». И вот она успешная «директор заводов и параходов» раз за разом встречается со слабыми, выпивающими мужчинами, которые регулярно пропадают с радаров. Вот и воплощение сценария. В кино красиво, а в жизни - больно.
Мужчина очень любил фильм «Лучшее предложение». Считал его шедевром. Оказалось, у него тоже была тайная коллекция. Из романов с роскошными влиятельными женщинами, которых он бросил. Он гордился и наслаждался тем, как он уходил, а они ему звонили и писали. Встретились мы с ним в тот момент, когда весь его бизнес был уничтожен одной «маленькой коварной дрянью» и ему было сложно начать новое дело в силу возраста и того, насколько сильно она подорвала веру в его силы.
Или, мужчина, занимающейся планерным спортом почему-то очень любит фильм «1+1». «Напомните, как там герой попал на инвалидное кресло?» - спрашиваю я, потому что забыла. Оказывается, разбился на параплане. Более того, оказывается, что ещё до этого человек разогнал всех своих друзей и стал очень одинок. Неосознанно расчищает поле для этого сценария. Хорошо, что мы его вовремя остановили.
Или женщина обожает фильм про Бетмена, но герой - мужчина и, как помним, во всех фильмах весьма одинок. И вот она спасает весь мир, ожидая благодарности, а лучшие годы проходят в одиночестве. А, ещё есть какой-то мегавраг в ее жизни. И, безусловно, поведение, больше присущее мужчинам. Думаю, вы встречали таких женщин, только их подвиги чуть менее скромные чем у Бетмена, но не менее энергозатратные.
Или человек любит «Области тьмы» и одновременно «Люси» Люка Бессона. И оба эти фильма про зависимость от ума. Причём тяжелую наркотическую зависимость. Смотрим, где человек мечтает об исключительности и предаёт своё тело.
Ещё пример, девушка с детства любила смотреть фильм «Любовь и голуби». Громко смеялась во всех смешных местах. Она была замужем за очень хорошим, творческим человеком. А потом отправила мужа в санаторий, и… «Эх, Вася, Вася!». Более того, сразу после развода она успела побывать в отношениях с алкоголиком и фантазером, который везде от неё бутылки прятал. Ведь герой Юрского такой обаятельный. На экране. В жизни, увы, это выглядит печальнее.
Фильмы про вампиров чаще любят люди с невыстроенными границами, где есть эмоциональный вампир под прикрытием добрых намерений. Либо сам человек является пассивно-агрессивным и поэтому ему нравится такой стиль поведения.
Фильмы ужасов смотрят чаще всего по нескольким причинам:
1. Когда происходящее в реальности пугает намного больше, чем то, что на экране.
2. Для того, чтобы преодолеть свой страх смерти. Или бравируя и обесценивая «мне не страшно» или перепроживая, или для того, чтобы убедиться, что мир не так мил как кажется.
Любителей Остапа Бендера объединяет одно — они прикладывают много усилий, а результат или несоразмерен усилиям или вовсе пугающий.
Те, кто любят пересматривать черно-белые или советское ретро — отстали от действительности и немного застряли в прошлом.
Любителей Гарри Поттера чаще всего обижали или в детстве, или продолжают обижать. А потом они скрылись от этого в некоем иллюзорном мире, где они почти всесильны. И уж точно всех победят. Обычно они мало присутствуют в реальной жизни. Хорошо, если это люди творческие — тогда на свет появятся шедевры, благодаря всесильности в иллюзорном мире. «Скукота и заунывность» — люди, которых не обижали в детстве абсолютно равнодушны к Гарри Поттеру и не могут понять его феномен.
Что смотреть?
Примеров сотни, и заметьте, как избирателен наш мозг. Довольно часто фильмы, которые не отозвались внутри, мы даже не запоминаем. Скучные фильмы про хорошие, позитивные истории имеют низкие рейтинги на стримминговых сервисах. А вот к историям, которые запомнились, которые хочется пересматривать, нужно отнестись внимательнее.
Чем талантливее фильм, актеры, режиссёр тем сильнее он на нас влияет.
Мы не просто их запоминаем. Мы начинаем их проигрывать. Неосознанно, конечно.
«Какой же фильм можно любить, чтобы не проигрывать»? - спрашивают меня.
Любить можно любой, но понимать, что любимый фильм — это индикатор вашего текущего положения и стратегии вашего развития.
Нужно посмотреть на текущую ситуацию. Если вам нравится какой-то фильм и вам хочется его пересмотреть — это всего лишь повод посмотреть в этой точке на то, что вы программируете в жизни. Что там у героя? Он одинок, у него семья или он меняет любовников? У него устойчивое финансовое положение, стабильная работа или он находится в отчаянном положении? Он живет в реальности или ушёл в иллюзорный, несуществующий мир?
Обратите внимание, кому вы сопереживаете: женскому персонажу или мужскому. А это соотносится с вашим полом? Если да, то каких партнеров вы выбираете, нет ли там чего-то общего с героем?
Фильм, лишь индикатор, прототип неосознаваемой динамики. В нем ваш сценарий сжат до 2 часов экранного времени. Поэтому легче увидеть то, куда ведёт этот путь и какой он.
Даже прямо сейчас, читая эти строки вам в голову приходят фильмы. И вы думаете: это точно не про меня. Но если всмотреться в детали, то возможно так и получится. Иногда человек называет 2-3 любимых фильмов и они по сути про одно и тоже.
Так устроен наш мозг — все, что «не про нас» — ему не слишком интересно. Точнее, интересно, но там нужно приложить больше усилий: вдуматься, всмотреться, понять, почувствовать. А истории про нас — сразу, бац, и в сердце.
Фильм — это ни в коем случае не приговор и не пожизненный диагноз. А маркёр того, что происходит в вашей жизни и того, как это можно легко отследить. Фильмы и сценарии могут меняться с течением жизни. Но важно наблюдать, в какую сторону вы движетесь с помощью них.