Сегодня мы с приятелем ездили подмосковный Раменский к двум бабушкам — 63-летней Ольге Козловой и 84-летней Галине Семеновне.
84-летняя ветеран труда Галина Семеновна живет в селе Загорново в 50 км от Москвы. Место ее обитания — полуразрушенная хибара. При этом на жизнь бабушка на жалуется. Нас она встречает с улыбкой.
«Недавно я чуть не умерла! Посмотрите, какая лужа во дворе. Я в нее провалилась, сижу по пупок в воде и ничего сделать не могу, - откровенничает пенсионерка. - Потом скорая два раза приезжала, они два раза мне уколы делали. Первый раз испугались, какая я зеленая была. Говорят: «В больницу!». А я возмутилась в ответ: «Как я кошек оставлю?»
«Сейчас у меня четыре кошки, - продолжает Галина Семеновна (три года назад было намного больше, прим. авт.) - Некоторых я отдала в питомник, так что мои любимицы пережили зиму в тепле! А у меня есть обогреватель, да и как я оставлю, брошу?.. В дом престарелых потому и не хочу. Получаю пенсию, пособия — их соцработники приносят. Так и живем».
К дому Галины Семеновны не подойти, не выйти - мешают лужи липкой грязи.
Бабушка считает свой быт налаженным. Зимой она хранит продукты за окном. Летом холодильником служит ей колодец во дворе, куда она в ведре спускает еду, чтобы не протухла.
«В ведро лезут по веревочке голодные крысы. Зимой они грызут мою одежду, но не нападают», - делится Галина Семеновна.
Немного дальше, в деревне Сафоново живет 63-летняя инвалид второй группы по зрению Ольга Козлова. Компанию ей составляют восемь собак, десять кошек и пять коз. Когда мы приехали, собаки с угрожающим лаем носились по улице Центральная.
«Пенсия у меня мизерная — чуть больше 11 тысяч. Пособие по инвалидности — в пределах полутора. Я пыталась выяснить, почему так мало, ходила в пенсионный фонд, соцзащиту… все бесполезно. Я столько раз просила о помощи! Дом рушится, денег нет», - говорит Ольга Козлова.
Она рассказывает, что утром берет у коз молоко, и этого "хватает на день".
«У меня зрение от рождения плохое. Лечению не подлежит и очки выписать нельзя. Вот я и не хожу по врачам! - продолжает бабушка. - Есть дела важнее: надо моих животных содержать. Я езжу в больницу Раменского, где мне дают пищевые отходы, чтобы их кормить».
Ольга сообщает, что половина дохода у нее уходит на кредиты.
«Два года назад зимой полетело у меня паровое отопление. А где деньги брать? Пришлось в кредит. Спасибо, что вошли в положение, оформили первый под 15%, а мне этих денег не хватило. Взяла я еще один под 25%. На эти деньги отопление поменяла, плитку, потолок, воду к дому подвела».
По ее словам, сумма кредита — 300 тысяч, платить нужно еще несколько лет. В дом инвалидов пожилая женщина отказывается ехать категорически.