Евгения, добрый день! Как долго вы занимаетесь фотографией и как Вы начали свой путь в этом искусстве?

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Я, пожалуй, начну с начала для описания полной картины. Около 5 лет назад я окончательно и бесповоротно решила связать свою жизнь с искусством фотографии. Я влюбилась в художественную съемку, меня всецело покоряли работы фотохудожников. Создание одного кадра для меня, наверное, сродни написанию истории – глубокой и интересной, местами провокационной, но живой и манящей.

Какой Ваш любимый стиль или техника съемки и почему?

Если ответить быстро - Fine Art и Still-life. На самом деле мне важен не стиль, а посыл, идея, заложенная в кадре. И мне все равно на заваленный горизонт, или на вспышку в лоб, как у Юргена Таллера. 

Как Вы выбираете места и объекты для своих фотосъемок? Что Вас привлекает в них?

Чаще всего это зависит от главной идеи проекта. Как только готова полностью идея и перенесена на бумагу, я начинаю подбирать локации. Москву я пешком обошла не раз, знаю много интересных фактурных стен, необычных локаций или фотозалов. Хотя были случаи, когда, случайно обнаруживала место и понимала, что именно тут буду снимать. Необычным для съемок считаю зону «поживших» овощей в супермаркетах, иногда это завораживает.

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Какую роль играет обработка фотографий в Вашем творческом процессе?

Если мы говорим о художественной фотографии, то, конечно, это только цветокоррекция. За редким исключением.

Если мы говорим о коммерции, то я этот вопрос делегирую. По опыту знаю, что чаще всего девочки хотят подтянуть или наоборот. В таком ключе я составляю ТЗ для ретушеров. Но коммерция — это скорее исключение, чаще я снимаю для души и выставок в галереях.

Что Вам помогает держать нос по ветру?

Тут, мне кажется, только один ответ – это насмотренность. Посещение выставок, галерей, просмотр фильмов, сериалов. Причем не стоит ограничиваться в жанрах, режиссерах, и выбирать между современным искусством или классикой. С годами отчётливо виден срез новых трендов. А, как правило, они проявляются во всех сферах. Конечно, нужно учитывать особенность рынка, культурный срез, информационную повестку. 

Приведу пример из 2021 года. В прокат выходит сериал «Оленьи Рога», мало, кто заметил, что с того момента по краям кадра мы видим легкую размытость – blur. В России после последних событий идёт акцент на новорусские мотивы, я бы так это назвала. Но этот тренд и захватывает запад. 

Каждый год уже муж спрашивает: «Какой цвет Pantone» будет в этом году? Мои предсказания на 2025 г. — это оттенок красного. Если бы я называла цвет, я бы дала ему имя «Спелая лаковая черешня». Вот так и оцениваю, исключительно намеренностью и интуицией.

Вы умеете предсказывать. Расскажите, какие тенденции в области искусства и дизайна Вы считаете наиболее выраженными в 2024 году?

Я думаю, все видят, что 90-е захватывают всё инфополе. В дизайне интерьера актуальны, на мой взгляд, 60-70-е годы. 

Что касается внешности - тренд на естественность ещё никто не отменял, и пока я не вижу предпосылок для его исчезновения. Как я говорила ранее - в тренде красный цвет. Вообще удивительно, что в сложные времена женщины очень часто начинают использовать красный. Тут можно сделать только вывод, который касается искусства - тренд на эксперименты. Мы всё больше используем разные медиа для передачи своей идеи. Я считаю это великолепно, именно так должен выражаться творческий человек, не имея рамок и ограничений у себя в голове. 

Какие проекты и/или серии фотографий Вы считаете наиболее значимыми в Вашей работе?

Для меня это сложный вопрос. Мои модели не дадут соврать, я каждую девушку считаю своей музой. Для меня каждый проект дорог по-своему. Но если опираться на выбор моих работ в галереях - это конечно проект «Начало» и серия работ с детьми, мое становление, как фотохудожника. Еще один проект, который имел успех - «Вспомнить всё».

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Какую роль играют музеи и галереи в продвижении искусства фотографа? Насколько этот путь отличается от коммерческих съемок?

Тут я бы хотела немного провести черту между галереями и музеями. С галереями можно и нужно сотрудничать. А музеи — это уже народное достояние. Туда нужно ходить, напитываться и изучать.

Если художник хочет говорить, кричать, просвещать через призму своего искусства, то конечно важно и нужно сотрудничать с галереями. Если мы говорим о деньгах, то это не в эту сторону. Нет, вы не подумайте, тут есть деньги и немалые. Артрынок очень узкая ниша, поэтому успех зависит от многих факторов, многие начинающие  сдаются на старте. Проще, наверное, стараться в коммерции снимать свой жанр, например, свадьбы или утренники – проще и быстрей заработать. Правда это уже не про искусство. В коммерции принято подстраиваться под заказчика, люди годами снимают на одном фоне и одних настройках. Это не плохо, просто это другой путь.

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Как Вы видите развитие своего творчества в будущем? Над чем сейчас работаете?

Как говорит моя близкая подруга, «Женя, ты снова решила захватить мир?». Я думаю, это очень точно говорит о моих планах и идеях. За последние 5 лет мои работы публиковались более сотни раз. Я участвовала более чем в 60 выставках в России, Китае, США, Англии, Италии и т. д. Я активно провожу мастер-классы и консультирую (portfolioreview) молодых творцов. Сокращаю им путь к великим целям и мечтам. В какой-то момент поняла, что хочу погрузиться глубже во всю эту «кухню» и пошла учиться на искусствоведа. Сейчас я уже на финишной прямой. За время обучения успела поработать арт куратором выставки. Для нее я привлекла региональные СМИ, а также художников из Ирана и Англии. Отдельно хочу отметить проект создание своего бренда по декору для дома. В своем проекте я объединяю таланты художников и вкус покупателя. Мой бренд почти сразу попал на «Московскую неделю интерьера и дизайна» в Манеже. Правда, не всё поместилось на стенд, но я всё равно безгранично рада и считаю это успехом.

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Какие стратегии/инструменты Вы используете для поиска новых талантливых художников?

Чаще всего знакомлюсь с художниками на выставках, вернисажах, через общих друзей. Есть те, кто приходят через сайт, и метод «сарафанного радио» тоже до сих пор работает. Но для меня очень важен коннект. Я должна понимать автора, видеть его горящий взгляд. Без этого огня я не смогу сотрудничать с художником. Я могу долго присматриваться к человеку. 

Как Вы решаете конфликты и проблемы, возникающие в процессе работы над проектом?

В этом вопросе я человек неконфликтный. Что касается художников, да все мы творческие со своими странностями. Но именно для этого я долго наблюдаю и ищу коннект. Ну, и «черные списки никто не отменял». Если за человеком тянется плохая репутация, то будь он самый дорогой художник, с ним единицы будут готовы работать. Я не готова подстраиваться или дрессировать. Я всегда стараюсь оценить плюсы и минусы на начальном этапе. Были, конечно, 2 осечки, но это опыт и работа юристов над дополнительным пунктом в нашем договоре.

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой

Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере искусства в качестве арт куратора?

В этом вопросе я могу лишь сказать только за себя: любовь и страсть к своему делу. Я не заставляю себя ходить на выставки, посещать театры, читать книги и новые статьи по искусству. Я обожаю общаться с художниками, ходить на открытие выставок, это невероятно наполняет. А когда я провожу portfolio review, я понимаю, что живу не зря. Что мои опыт и знания нужны людям. Для меня это важно. 

Как Вы считаете, искусство может влиять на общество?

Конечно! Оно и влияет. Испокон веков так и было. Живопись, архитектура, храмы, плакаты, театры. В первую очередь мы должны понимать, «кто платит за музыку тот и танцует»: фараоны, церковь, государство. Искусство — это язык. На нем можно точно так же говорить, спрашивать, кричать и высказывать свою точку зрения. 

У искусства, на самом деле, великая сила. До сих пор мы доподлинно не знаем откуда у человека такая тяга оставлять визуальные следы после себя. Это не способ выживания, мы не метим территорию. Изначально люди украшали пещеры в том числе и для красоты. Удивительно, конечно. 

Как вы считаете, как искусство может помочь людям лучше понять себя и мир вокруг?

Могу привести пример из своей жизни. Ровно год назад я попала в больницу. Мне было назначено много препаратов. Препараты или мое состояние дали побочный эффект, точно не могу сказать. Но процесс обрабатывания информации снизился на 50%. Мне пришлось брать отпуск. Я была разбита, злилась и психовала. В этот момент мне предложили походить на мастер-класс в гончарную мастерскую. Признаюсь честно, со времен учебы для меня предмет скульптура был не самым любимым, мягко говоря. Это хоть какое-то творчество - подумала я и согласилась. Почти через два месяца походов в мастерскую я вернулась в строй и посмотрела на скульптуру с другой стороны. Это была 100% Арт терапия. Это очень крутой бессознательный инструмент. Происходит рост новых нейронных связей и тренировка мелкой моторики. Так глядя на работы художника, я могу вам рассказать о нем многое. Я бы сказала так: творчество это работа с нашим бессознательным. Именно это определяет цветовую гамму, стиль или медиа.  

Как Вы определяете ценность искусства?

Если, одним словом, это провенанс.

Определение ценности искусства может быть довольно сложным и субъективным процессом. Как искусствовед, я могу сказать, что ценность искусства может определяться различными факторами: историческое значение произведения, его влияние на культуру и общество, техническое мастерство автора, уникальность и оригинальность работы, актуальность для современности, а также спрос на произведение на рынке искусства. Кроме того, ценность искусства может быть определена эстетическими критериями, такими как красота, гармония формы и содержания, выразительность и эмоциональное воздействие произведения на зрителя. Важно понимать, что ценность искусства может быть воспринята по-разному каждым человеком в зависимости от его личных вкусов, предпочтений и культурного контекста.

Какое значение имеет контекст для понимания искусства?

Контекст помогает раскрыть глубину и значимость произведения. Вот несколько способов, как он влияет на восприятие искусства: Исторический контекст помогает понять мотивы автора, его отношение к социокультурным явлениям того времени, а также общие тенденции искусства в данной эпохе. Биографический контекст может помочь понять личные переживания художника, влияние окружающей среды на его творчество, а также взгляды и идеи, которые он хотел выразить через свои произведения. 

Какое искусство Вас больше всего вдохновляет и почему?

Современное. Оно обладает множеством прелестей, которые привлекают к себе внимание и вдохновляют меня. Активное взаимодействие со зрителем, например, как перформативные практики, стрит арт, переход в цифру. Всё интересно — это же социология.

В заключение хочу сказать, что искусство — это не только способ самовыражения, но и возможность погрузиться в удивительный мир творчества, который может изменить ваше видение реальности и вас самих. Поддерживайте молодых художников, посещайте выставки современного искусства, будьте готовы к новым впечатлениям. А я всегда готова к новым проектам и интересному общению.

Спасибо Вам за интервью!

Фото из личного архива Евгении Остроумовой
Фото из личного архива Евгении Остроумовой