Расскажу о двух чудесных книгах английского писателя Уильяма Коллинза. Погружение в миры, созданные писателем, хотя бы на время отвлекает от проблем и возвращает веру в справедливость мироздания.
«Женщина в белом» (Woman in white) 1860
Однажды ночью по пути на свое новое место работы в английской глуши учитель рисования встречает бредущую в темноте молодую женщину, одетую во все белое. Она говорит, что должна спасти от брака с негодяем юную аристократку Лору Фэрли. Художник помогает ей добраться до поместья Фэрли, а чуть позднее узнает, что таинственная незнакомка сбежала из сумасшедшего дома, и всё, рассказанное ею - не более, чем порождение больного рассудка.
Увлекательная яркая мистическая история с захватывающим сюжетом. В ней есть элементы детектива, мистики и романтики. Роман построен по законам, которые стали обязательными для классических произведений детективного жанра; кроме того, Уилки Коллинз показал реалистическую картину викторианского общества и нарисовал психологически точные портреты типичных викторианцев - людей долга, строгих моральных норм и приличий, зажатых условностями своего социального круга.
Роман считается классикой детектива, и хотя и не вписывается в узкие жанровые рамки какого-либо одного жанра, он содержит черты, которые стали атрибутами классического детектива.
Художественные модели, сюжетные повороты и образы позднее взяли на вооружение Честертон, Конан Дойль, Агата Кристи и другие мастера детективного жанра:
· Преступление происходит в уединенном месте;
· Преступление совершено кем-то из ограниченного круга людей, представленных читателю в самом начале повествования, человеком, до определенного момента находящимся вне подозрения;
· Расследование идет по ложному следу;
· Дело ведет следователь-профессионал;
· Ему противостоит недалекий местный полицейский;
· Мотив убийства в «запертой комнате»;
· Научная реконструкция преступления в обстоятельствах, максимально приближенных к событиям;
· Неожиданная развязка
· Потрясающий прием, неоднократно использовавшийся Агатой Кристи - «недостоверный рассказчик».
О том, как возникла идея написания этой книги, биографы Уилки Коллинза узнали из его письма к матери:
«Как-то я был в Париже, бродил с Чарльзом Диккенсом по улицам, <…> мы развлекались, заглядывая в магазины. Как-то мы набрели на старый книжный киоск размером с полмагазина. Здесь я нашел несколько обветшалых томов записей о французских преступлениях, своего рода французский Ньюгейтский календарь. Я повернулся к Чарльзу и сказал: «А вот вам и награда». Именно здесь, в этих обветшалых томах, я нашел несколько своих сюжетов, один из них стал «Женщиной в Белом».
Очень интересен главный злодей в книге, идейный вдохновитель "всего плохого против всего хорошего" - граф Фоско. Он дьявольски умен, хитер, харизматичен, он великолепный манипулятор, но при этом ему не чуждо благородство, за счет чего этот персонаж выглядит самым интересным на фоне пресновато-добротельного большинства и лубочного злодея сэра Персиваля.
Роман стал для меня окном в викторианскую эпоху с ее нравами и аристократичной утонченностью,оставив восхитительное послевкусие Англии 19-го века.
Моя оценка: 5 из 5
«Лунный камень» (The Moonstone) 1866 Уилки Коллинз
Очаровательный традиционный английский роман-детектив - неспешный, обстоятельный, с массой уютных подробностей. То, что надо для долгих осенних вечеров. Впервые «Лунный камень» был напечатан в журнале Чарльза Диккенса «Круглый год» (All the Year Round).
Интересно то, что первые переводы романа на русский появились одновременно с выходом в Англии уже в 1868 году – видно, российским читателям второй половины 19-ого века, утомленных Некрасовым, Радищевым и Лесковым, не хватало по-настоящему увлекательных книг и спрос на них был огромен. Критик Т. С. Элиот считал «Лунный камень» лучшим детективным романом в английской литературе тех времен наряду с «Женщиной в белом».
Для тех, кто знает и любит Дживса – вы найдете верного друга в лице дворецкого Габриэля Бетереджа
Моя оценка: 5 из 5
_____
Если вам нравится меня читать, заглядывайте в мой тг-канал