Некоторое время назад в моей ленте в запрещенной в РФ соцсети с разницей в несколько часов промелькнули два поста с одним и тем же посылом: «фу такой быть».
Авторка первого поста с осуждением писала о тетках, высмеявших в магазине пожилую женщину, которая купила себе «вещь не по возрасту».
Авторка второго написала смешной, как ей показалось, опус о том, как истеричная мамашка в кафе поочередно наорала на своего ребенка и на баристу, и сочувствующие из очереди жестом предлагали ему осуществить страшную мстю «плюнь ей в кофе».
Как в первом, так и во втором случае взвились кострами высококультурные люди с тонкой душевной организацией, знающие все об этике, эстетике и, что важно, умеющие отличить одно от другого а также, вне всякого сомнения, наделенные прекрасными манерами, чувством такта и пониманием уместности, и, конечно, умом, честью, совестью и — в качестве бонуса — белыми пОльтами размера XXL.
В некоторых случаях это были целые плащ-палатки, под кипенно-белой сенью которых возмущенные граждане сбивались в небольшие, но злобные кучки, извергаясь осуждающими комментарими и наделяя друг друга обнимательными лайками за конгениальность.
Большинство комментирующих как в первом, так и во втором случае разделяли мнение авторов, суть которого сводится к фразе «фу такой быть».
Наблюдать за этим со стороны было забавно — мое «фу» вызывает именно вот это стадное «Ату его, ату». Как на партсобрании.
На мой взгляд, комментаторы недалеко ушли от девиц из магазина или мамашки в кафе, потому что и в том, и в другом случае ситуация — лишь внешний раздражитель, инфоповод, а наша реакция на нее — вот что ценно.
«Ой, стыдоба какая! И как не стыдно! Стыд и позор!» — этот подтекст дворовой бабки в платочке, смачно плюющей вслед «наркоманам» и «проституткам» — вот что заложено в ядро каждого «фу такой быть».
И по большому счету нет никакой разницы между хабалками в магазине, хабалкой в кафе и хабалками в комментариях, которые считают, что выгодно отличаются от тех, кого порицают.
И когда у нас нестерпимо зудит выразить свое «фу» по поводу того, чье поведение, поступки или внешний вид мы не одобряем, чаще всего это — подсознательная попытка возвыситься в глазах окружающих (и своих собственных) за счет сравнения с другим человеком. Именно там, где зудит и что раздражает в других, у нас проблема. Бесит — это симптом. Поэтому бесит, когда красят волосы в синий цвет, носят алые ботфорты и не стесняются в выражении своих эмоций. Само действие тут неважно, оно может быть как (условно) положительным, так и отрицательным.
Просто мы себе этого не можем позволить, оттого и «фу». Зелен виноград. И вообще, как сказал Сартр, «ад - это другие».
И этим можно заняться, проработать и стать на порядок свободнее и немного счастливее.
Если отрефлексировать и выдавить из себя по капле раба, бабку-обсуждалку, выйти из душной вселенной домохозяек в открытый космос принятия (себя и других), отойти от оценочных суждений, замкнутых в рамках тех критериев, которые доступны каждому оратору в силу его воспитания, окружения, места жительства, жизненного опыта, образования и прочих факторов — глядишь, жизнь заиграет новыми красками.
P.S. Я знаю, почему мне захотелось это написать — во мне тоже сидит дворовая бабка-обсуждалка, но я пытаюсь эволюционировать хотя бы в условно-нейтральную скамейку или куст сирени у подъезда.
P.P.S. А в кофе плевать нельзя никому и ни при каких обстоятельствах. Full stop.