Первый опыт помощи я приобрела в пять лет. Я приносила домой котят с улицы: хотелось их помыть, обогреть, накормить - отчетливо помню эти маленькие комочки у себя в руках. Родители, конечно, не разрешали оставлять их дома и в целом были не в восторге: тем более, что я подобрала не меньше 20 котят.
Во дворе стояла кормушка для кошек: и я, и другие дети подкладывали в нее еду - у нас была “команда помощи” животным. Так что, возможно, теория, согласно которой эмпатия - или способность сопереживать - не навык, а врожденное качество, верна.
Вообще развитая эмпатия - не самое простое качество для ее обладателя: оно означает ранимость и высокую восприимчивость. По мере взросления эмпатия обычно снижается: в постоянном круговороте дел внутреннего ресурса не хватает даже на ближний круг, не говоря уже о посторонних людях и социальных проблемах. Однако те, у кого это качество сохраняется, в целом счастливее: их жизнь богаче эмоциями, в том числе за счет помощи другим, осознания, что они делают что-то важное, полнее реализуют себя.
Уровень эмпатии в обществе можно измерить: такой рейтинг составил Journal of Cross-Cultural Psychology, оценив способность людей в разных странах к сопереживанию. Первые два места заняли Эквадор и Саудовская Аравия, а Россия - 53-е. Это значит, нам есть к чему стремиться.
Благотворительность в принципе начинается с эмпатии, эмоций - уже потом к чувствам присоединяется разум, и соотносит их с ресурсом. Нельзя объять необъятное: такой урок первыми мне преподали родители, показав, что невозможно поселить дома всех котят. Но можно оказать помощь тому, кто больше всего в этом нуждается и максимизировать результат своих усилий.