Джевейра Колосова, продюсер, бизнес-эксперт
 Джевейра Колосова, продюсер, бизнес-эксперт

Те, кто не ценят то, что они делают, не получают никакого результата и обесценивают как свой вклад, так и вклад других людей.

Так, когда человек что-то получает бесплатно, он автоматически думает, что это не ценно. Он не осознает то, что он получил дар, благодаря которому он может достичь больших успехов. Особую ценность он этому не придает, упускает на пути многие важные моменты, обесценивая их. Например, вспомните: когда вы покупаете дешевую куртку, вы не относитесь к ней как к ценности, как если бы вы купили брендовую дорогую вещь. Так и с консультациями. Если взять услугу, за которую человек заплатил и ту, которую получил бесплатно, то он будет больше держать фокус на результате там, где он заплатил. 

Или же представьте, что вы пошли на каток. Катаясь на бесплатном катке, вы можете в любой момент уйти, ничего не потеряв. А если вы заплатили за время проката, то вы хотите откатать это время до конца, «отработать» его. То есть когда человек отдает определенную сумму денег, он платит в первую очередь за СВОЮ работу. Если же он не заплатил, то человек автоматически переходит в состояние зрителя-скептика, который просто пришел посмотреть, что будет происходить дальше. Он может думать о том, что он якобы зря тратит время. Но это же бесплатно, значит и не жалко.

Как же начать брать достойную сумму за консультацию? Я делюсь с вами упражнением, чтобы вы могли брать за работу деньги не стесняясь: придите в магазин и купите ненужную вещь, на всю месячную зарплату (это может быть статуэтка, ваза - но не техника или одежда, которой вы будете пользоваться) и после покупки вы осознаете, что ваше время за месяц, не стоит этой вещи, поверьте, это очень отрезвляет.

На самом деле люди платят не кому-то за что-то, а сами себе за тот труд, который они будут совершать. Поэтому когда человек приходит на консультацию, заплатив ощутимую сумму, он понимает, что он сделал свой собственный вклад и будет «отрабатывать» ту сумму, которую он заплатил. И тогда он уже не зритель-скептик, который наблюдает, что будет происходить, а человек, который будет работать. Работать на дешевой или бесплатной консультации человек не будет, следовательно, не будет и результата. Увы, так устроена наша психика, если мы не вкладываемся, то мы не получаем результата.

У большинства из нас в голове есть такая установка, что результаты достигаются тяжелым трудом. Если человек не работает и не вкладывается, то он сразу обесценивает все то, что он делает. Человек словно автоматически не хочет видеть своего результата. Поэтому бесплатные консультации – вред не только для самого клиента, но и в первую очередь для эксперта.