Во время пандемии тенденция к «аккуратному» потреблению стала более явной, и это вполне объяснимо. Любой кризис обостряет нашу потребность в безопасности, поэтому в самом начале пандемии многие заморозили все расходы, кроме базовых, начали делать запасы товаров первой необходимости. Первым импульсом была скупка условной гречки и туалетной бумаги. По данным Romir, в апреле россияне потратили на еду рекордную долю своих доходов — 46%. Затем начались покупки товаров, с помощью которых мы пытались скрасить время в изоляции и провести его с пользой: товары для спорта, рукоделия и кулинарии, всё для ремонта и строительства. В онлайн-магазинах закончились гантели, а хлебопечки и «огороды на подоконнике» взлетели в топ запросов поисковиков. Похоже, многие из нас оказались в одном шаге от автономного и рационального ведения хозяйства.
Я думаю, что в текущий «коронакризис» снижение доходов — не единственный фактор, повлиявший на наше психологическое состояние и потребительские привычки. Мы все, пусть и вынужденно, оказались в ситуации «самонаблюдения». Многих это привело к неожиданным открытиям: одни с ужасом обнаружили, какое огромное количество мусора накапливается, когда все члены семьи сидят дома; другие нашли в шкафах годовые залежи ненужных вещей; третьи — ограниченность и откровенную «неполезность» семейного рациона. А взглянув на покупки, сделанные под действием паники, задумались: это действительно необходимые товары «на грани исчезновения» или воспроизведение давно устаревшего шаблона поведения?
Жить «экономично» — не только покупать самое дешевое или быть запасливым. В основе экономии лежит осознанный выбор товаров потребления, и он не зависит от уровня дохода. Сегодня мы покупаем на 400% одежды и аксессуаров больше, чем два десятилетия назад — и это относится ко всем ценовым сегментам и социальным группам. При этом 80% времени мы носим лишь 20% своего гардероба. Примерно то же самое происходит с едой: до 20% готовых блюд выкидывают рестораны, такая же доля продуктов, которые мы покупаем домой, пропадает и оказывается в мусорном баке.
Как известно, в ситуации перемен мы все стремимся найти для себя точки опоры — в своих повседневных действиях или среди людей своего окружения. Интересно, что и «осознанность» как способность рационализировать наше потребление - тоже одна из таких опор.
Я ощущаю это и на себе: во время пандемии я радовалась от того, что наконец-то нашлось время на сортировку мусора, и теперь в этом участвует вся семья. С учетом того, что каждый россиянин производит полтонны мусора в год, а площадей для свалок и возможностей для переработки не так уж много, уменьшение количества отходов — наш маленький вклад в общее будущее. Еще одна мечта, которую я исполнила, оказавшись «в четырех стенах», — завести домашнее животное: мы приютили котенка, и это время оказалось лучшим моментом, чтобы все члены семьи вовлеклись в еще одно ответственное дело.
Пандемия научила нас осознанно относиться не только к тому, что мы едим, покупаем или выбрасываем, но и к нематериальным вещам — контенту, который мы потребляем, социальным связям, в которые мы вовлечены. И это естественно, ведь когда контакты ограничены, к ним тоже начинаешь относиться более осознанно — не хочется тратить время на токсичные отношения. Это распространяется и на рабочие процессы: за время карантина люди с удивлением обнаружили, что дистанционно многие задачи решаются легче и гораздо быстрее: трехчасовые встречи и многоразовые выходы за кофе заменяются короткими переговорами в «Зуме».
Радует, что тренд на осознанное потребление затрагивает и сферу медицинских товаров и услуг. По данным исследования Nielsen, уже сейчас большинство китайских FMCG-компаний при разработке продуктов ориентируются на пользователей, заинтересованных в темах гигиены и здоровья. Здоровье, которое раньше было приоритетом только самых «обеспокоенных» или грамотных, благодаря пандемии, стало заботой буквально каждого. От запроса «вылечиться от простуды за три дня любой ценой» мы постепенно переходим к более глубокому запросу — как сделать организм более устойчивым перед внешним миром, который как не старайся, не продизенфицируешь. Ведь эпидемии случаются каждые семь-девять лет, а в нашем теле мы хотим жить как можно дольше.
Кажется, впервые за десятилетия здоровье стало одной из тех «опор», которые могли бы придавать нам уверенности. «Волшебную таблетку» вряд ли изобретут, зато заботиться о своем теле может каждый. Новая «нормальность» это выбирать лекарства, которые будут для вас безопасны сегодня, безопасны в будущем. Новая «нормальность» — нести ответственность за то, что происходит с нашим организмом в промежутках между визитами к врачу: какую пищу мы едим, как мы двигаемся, как поддерживаем свое психическое и эмоциональное здоровье, какие средства выбираем для самолечения.
Во многих странах инициативы, поддерживающие осознанный подход к здоровью, внедряются на государственном уровне — например, во Франции, как еще один шаг в борьбе с антибактериальной резистентностью, в этом году полностью запретили использование антибиотиков в животноводстве и в сельском хозяйстве.
Хочется надеяться, что большинство из нас, равно как и наше государство будут поддерживать тренд на осознанное потребление, и эти меры приведут к осязаемым результатам. Уже давно пришло время сменить цикл чрезмерного потребления на потребления осознанное. Это явно пойдет на пользу каждому из нас, целому сообществу, всей планете.