Она создает из экспертов - звезд, а из продуктов - популярные бренды. И знает, как с помощью пиара сделать бизнес успешным. Об актуальных способах продвижения, важности репутации в современном мире и выходе на мировые рынки мы поговорили с основателем Продюсерской компании и Школы телевидения, организатором международных премий, членом РАСО Яной Кутуевой
Яна, расскажите, почему Вы стали заниматься пиаром?
По образованию я журналист, и общение с интересными людьми - это то, что меня всегда привлекало. А пиар как раз дает возможность работать с лучшими из лучших в каждой сфере. К нам в агентство обращаются талантливые предприниматели, дизайнеры, психологи, музыканты. Каждый силен в своем направлении, но единственное, чего им не хватает для успеха - это популярности. И для меня огромное удовольствие им в этом помогать.
В зависимости от задач человека мы для этого используем различные инструменты - публикации в СМИ, эфиры на радио и ТВ, написание книг, съемки в фильмах и клипах, выступления в качестве спикера на бизнес мероприятиях, посещение светских ивентов, коллаборации со звездами, блогерами, известными предпринимателями, сотрудничество с профессиональными сообществами, развитие собственного ютуб канала и многое другое.
А особую радость я получаю, когда к нам обращаются люди «непубличных» профессий - химики, геологи, эксперты по метрологии, мастера по камню и дереву, автомеханики, ювелиры, программисты…
А зачем им нужна известность? Им же не нужно собирать стадионы или продавать свои товары?
Может быть по-разному. Например, человек планирует уйти из найма и открыть свою компанию, поэтому ему нужно создать репутацию в медиа пространстве. Кому-то опыт выступления на российских мероприятиях нужен, чтобы потом участвовать в заграничных, или, например, подать заявку на грант. Также публикации в СМИ могут помочь получить прибавку к зарплате, повышение или предложение о новой работе. Кроме того, известные эксперты могут претендовать на визу талантливого человека и продолжить карьеру за рубежом (такие программы есть в Великобритании, Франции, США, Австралии и других странах) Поэтому чем бы Вы ни занимались, пиар однозначно будет Вам полезен!
Вы являетесь организатором международных премий Successful Ladies Awards и Best Business Awards. Расскажите, какая задача этих мероприятий?
Основная цель обоих мероприятий - это поддержка малого и среднего бизнеса и популяризация предпринимательства. Кроме того, мы хотим показать, что в любой профессии можно добиться успехов и стать настоящей звездой. Именно поэтому на женской премии Successful Ladies Awards мы вручаем награды сразу в 4 категориях - бизнес, наука, творчество и спорт. И отмечаем например, и талантливых поваров, и выдающихся ученых. А на Best Business Awards вручаются награды не только предпринимателям, работающим в разных нишах, но и их ключевым сотрудникам, которые вносят существенный вклад в развитие этого дела - программистам, маркетологам, топ-менеджерам.
Конечно, выбирать лучших из лучших нелегко. Каждый год мы получаем 2-3 тысячи заявок от претендентов со всего мира. И привлекаем экспертов из сферы бизнеса, искусства, науки, спорта, чтобы они могли дать беспристрастную оценку работам участников.
Наши премии проходят с 2018 года, и за это время награды получили такие предприниматели, как Денис Кутергин (YouDo), Дмитрий Спиридонов (CloudPayments), Антон Пинский (рестораны Сыроварня, Магадан, Колбасный цех и др.), Михаил Груничив (ENGEO Development), Антон Винер (сеть «Урюк»); артисты - Лариса Долина, Андрей Бурковский , Елена Ксенофонтова, Валерия Ланская, Ольга Орлова, Кирилл Андреев, группа «Фабрика», Дарья Повереннова, Николай Фоменко и многие другие.
Вы и сами являетесь победителем нескольких международных премий. Расскажите, что Вам дает участие в профессиональных конкурсах?
Мне кажется, что любой специалист должен постоянно повышать свою квалификацию, быть в тренде. И участие в профессиональных состязаниях «подстегивает» тебя превосходить самого себя, делать что-то масштабное и интересное, учиться новому. Также здорово, когда появляется возможность пообщаться с коллегами из других городов и стран, обменяться опытом.
И, конечно, приятно, когда получаешь признание от экспертов из своей индустрии, это дает мотивацию к дальнейшему развитию. Например, в рамках престижной премии PR World Awards, где принимают участие сотни пиар специалистов из разных стран, мне удалось победить сразу в нескольких номинациях: «Достижение года», «Агентство года - реклама, маркетинг и связи с общественностью», «Пиар агентство года». А на конкурсе для представителей модной индустрии MAG Fashion Award в Австрии я получила награду в номинации «Fashion PR».
Многие боятся участвовать в конкурсах, потому что считают, что шансы на победу невелики. Что Вы думаете об этом?
Мне кажется, что участие всегда гораздо важнее победы. И Вы получите колоссальную пользу уже от того, что посмотрите на свой бизнес или работу со стороны, выявите самые сильные стороны, проанализируете успешные проекты. Зачастую нас поглощает рутина и мы даже не успеваем подумать о том, что у нас вышло хорошо, а что не очень, не хвалим самого себя, не замечаем, какой большой путь прошли.
А составление конкурсной заявки позволит Вам посмотреть на самого себя по-другому. Даст, например, Вам отличные темы для постов в соцсетях, мотивацию для знакомства и общения с коллегами или новые бизнес идеи.
Что касается шансов на победу, я была не только победителем, но и судьей на многих профессиональных конкурсах, например, Stevie Awards, Столичный банкет, Event Award Central Asia. По-моему опыту, от 1% до 10% участников становится победителями. С одной стороны, вероятность получить награду не очень большая. С другой стороны, все реально. Здесь точно больше шансов, чем, например, выиграть в лотерею. И самое главное - все зависит от Вас, на сколько сильную заявку Вы составите.
Говорят, что сейчас время соцсетей. И самое главное - продвигаться именно на этих площадках. Вы согласны с таким утверждением?
Отчасти. Соцсети - это важный, даже обязательный инструмент, для любой компании и эксперта. Однако это не единственное, чем надо пользоваться, если Вы хотите построить свой бренд. Именно поэтому все блогеры, даже с миллионной аудиторией, хотят выйти на телевидение, попасть на обложку журнала, выпустить книгу и т.п. Онлайн и офлайн гораздо эффективнее работают вместе, чем по отдельности.
Кроме того, надо понимать, о каком именно продвижении идет речь. Если это только реклама, таргет, то это вообще другая история. Основная цель рекламы - это непосредственно продажа Ваших товаров или услуг. А пиар направлен на создание и укрепление репутации, на увеличение интереса и доверия к Вам, повышение статуса. Эта два отдельных направления, которые одинаково важны для бизнеса, но тем не менее задачи и методы их решения у них разные.
Вы уже являетесь признанным экспертом в своей сфере. А какие цели Вы сейчас перед собой ставите?
Продолжать развитие, увеличивать количество клиентов и стран, с которыми мы сотрудничаем. Также мы планируем уделять больше внимания таким направлениям, как кино и шоу-бизнес. Мы уже ранее были соорганизаторами кинопремии «Капля», куда приезжают многие знаменитые актеры и режиссеры, в том числе нам удалось поработать с Эриком Робертсом. И в дальнейшем планируем делать свои ивенты в данной сфере c участием мировых звезд.