Как выглядит график Вашей ежедневной деятельности? Плавный взлет как у хорошего самолета в ясный безветренный день? Гармоничная синусоида? Или нервическая кардиограмма, на которой каждому пику активности предшествует здоровенный и часто затяжной провал? 

Ко мне на консультации часто приходят люди, которым хорошо знакомо ощущение, что каждое важное дело - это грозно ворчащий вдали Везувий. И чем ближе к нему, тем чаще развязываются шнурки на ботинке, мучают голод и жажда, возникает живописный вид, который срочно нужно сфотографировать… Их цель - Везувий, отворачиваясь к живописному виду, они всё равно слышат его ворчание. Идти НУЖНО, но они не могут себя заставить...

Близки ли Вам такая история и слово “прокрастинация”? Пока Вы с ней сражаетесь, прочтите порцию вредных советов для вдохновения ;-)

1. Отдохните. 

Это лучшее решение всегда и везде. Потому что надо же как-то наполнять Ваш сосуд с энергией, откуда та все время утекает…

А если вдруг вспомните людей в окружении, героев книг или фильмов, которые, как Вам кажется, проблемы прокрастинации лишены. Тех, кто сосредоточенно работают, не постанывают лениво, не рвут на себе волосы, когда уже нет времени. То подумайте, что их объединяет? В их сосудах НЕТ дыр. Энергия поступает и расходуется, а не утекает в никуда. 

Если не справитесь сами, обратитесь к психологу, чтобы он помог Вам найти ту “дыру”, куда утекает Ваша энергия.

Это самый важный совет, т.к. следование ему позволяет излечить болезнь, а не сгладить симптомы. За 30 лет практики я никогда не сталкивался с тем, что прокрастинация это... ПРОСТО прокрастинация. Где есть лень, нужно искать ТОСКУ и работать с печалью. 

2. Не думайте.

Я замечаю, что многие, столкнувшись с трудностями, могут свести все чуть ли не к теории заговора. Начальник загружает работой, законодательство создает препоны, даже сама Земля слишком быстро вращается, давая всего 24 часа в сутках. 

Как Вы воспринимаете каждую вставшую перед вами задачу, задание, экзамен, отчет? Кто Вы в этой ситуации? Лишенный выбора и оттого несчастный исполнитель или активный участник событий, ищущий возможности проявить и расширить свои способности, углубить знания и навыки? Помните : “Цель вижу, в себя верю! Препятствия? Какие препятствия?”. Вы будете писать той ручкой, какая есть, на том, что есть под рукой, не тратя время на подбор чернил в тон галстуку, если будете четко видеть глобальный СМЫСЛ всех действий. Для этого нужно хорошо знать свои истинные ценности, хорошо знать себя.

3. Начните завтра. 

Конечно, если над Вами висит дамоклов меч, “собраться”, прийти в тонус  проще, чем если знаете, что время еще есть. Периодическое выплескивание в кровь ведерка стрессовых гормонов ощущается весьма бодрящим. Аврал, головные боли, скорость 200 км/час, зашкаливающий ритм сердца - и жить не скучно! 

Но если это не Ваш идеал, лучше прямо сейчас отложить мою статью и сделать что-то из неначатого: нужный звонок, написать письмо и т.д. 

4. Будьте внезапны, непредсказуемы. 

Когда большие и маленькие задачи внезапно падают из ниоткуда, это очень увлекательно и вдохновляюще. Во-первых, можно схватиться за любую и тут же ее бросить, потому что пришло что-то более важное. Во-вторых, Вы никогда не будете знать, во сколько и где завершится Ваш рабочий день :-) 

Если Вам хочется чего-то более размеренного и конкретного, то планируйте и систематизируйте задачи, на месяц, неделю, день. Расписывайте их по времени и результату. Максимально конкретно. Например: С 12.00 до 13.00 написать 10 предложение научной статьи на тему “...................”. Визуализируйте: рисуйте схемы и графики - мозг большинства людей гораздо легче воспринимает такую информацию, а не текстовую!

Осмотрите стоящую перед вами задачу со всех сторон. О задаче, как о враге, больше знаешь - больше шансов на победу. Страх перед слишком большим делом, ощущение неясности парализуют и дезориентируют. Если Вы ощущаете себя скорее зайцем под кустом, чем львом в погоне за добычей, делайте задачи менее пугающими.

5. Вносите разнообразие регулярно. 

Сегодня встали в 6 и начали работать в 7. Завтра в 12. Послезавтра вообще не встали. 

А если серьезно, то ритуалы, стабильность очень помогают настроиться на работу. Например, чашечка кофе или чая и еще несколько действий. Размять плечи, дойти до окна и обратно и т.д. 3-4 ритуальных действия, которые Вы будете повторять каждый раз перед началом работы, станут очень помогать начать дело. Как принято считать в психологии, среднестатистическое время закрепления привычки - 90 дней. Но у каждого этот процесс свой, и он того стоит! 

Откладывание дел на потом - это только верхушка айсберга. Его основание - душевный разлад, патологические печаль и тоска. Прогрессирование этого состояния может привести к тому, что кардиограмма деятельности станет совсем ровной. Когда дела откладываются на неопределенный срок и не делаются вовсе. Разберитесь со своими тревогами, неудовлетворенными потребностями - в защищенности, поддержке, самореализации. Вспомните свои ощущения в момент настоящего душевного подъема, на этой волне можно горы свернуть!

Когда жизнь - сплошной туман без внутренних и внешних маяков и ориентиров, желание куда-то плыть ощущается как бессмысленная трата времени и ресурсов. Найдите свои ориентиры, свои желания, свои направления и векторы. Настроить свой внутренний компас помогает посещение психолога-консультанта, который знает как работать с непроявленными эмоциями.