“Кому живется весело, вольготно на Руси”? - вопрошали герои поэмы Н. А. Некрасова. Он писал в последней трети XIX века. Судя по анонсам новостей, заголовкам статей в сети, по разговорам людей в кафе, транспорте и за семейным столом, вопрос актуален и даже сверхактуален после 2020 года. 

Что человек ищет в жизни? Какие желания загадывает на падающую звезду? Для чего идет к цели, не замечая препятствий? Что хочет увидеть, наблюдая за жизнью друзей и коллег, актеров, успешных бизнесменов и прочих людей? Я думаю, он ищет счастья, его рецепт, но не всегда знает отчетливо, каков предполагаемый итог.

В этой статье хочу вместе с Вами разобрать на примере поэмы Н.А. Некрасова - какой же он, секрет счастливой жизни? 

Некрасовские мужики на роль счастливцев выдвигали тех, кто по общественному положению был выше их: чиновника, купца, бургомистра и, конечно, царя. Что для них “вольготная и привольная жизнь”? Богатство, покой, общественное положение и признание - вполне здравые предположения, ценных почти для каждого. 

Счастье в закрытых базовых потребностях?

Тяготы жизни простого люда мужикам знакомы, тут их трудно чем-то удивить. Кроме пожаров, болезней, неурожаев, произвола вышестоящих в обществе, наблюдается неумеренное пьянство - с горя - то есть от столкновения с ситуацией, которую своими силами не преодолеть. Однако и среди "простых" людей встречаются довольные своей судьбой: солдат и охотник счастливы тем, что, несмотря на все невзгоды, остались живы. Крестьянин-белорус счастлив, что хлеб хороший, нищие - от подаяний. 

Скажете, что это незамысловато? Некрасовских мужиков такой подход тоже не воодушевил, однако, с точки зрения психологии - это базовые потребности!

Счастье в чистой совести и верности себе?

Ермил Гирин. По рождению он простой крестьянин, но в глазах окружающих он значительная фигура, к его мнению прислушиваются, его уважают и любят. Такой почет - источник постоянной поддержки. Он вызван доверием: все знают, что Ермил чрезвычайно честен и справедлив, его совесть строга и бдительна и никогда не позволяет ему воспользоваться своим влиянием в ущерб доверившимся.

Каждый хочет знать о себе: ”Я хороший”. Как показывает моя практика - это вопрос репутации, в том числе, в собственных глазах.

Счастье - быть любимым? 

Следующая - уважаемая и прозванная губернаторшей, молодая, красивая и сильная Матрена Тимофеевна Корчагина. У нее есть семья, дети. Счастлива ли она? Любимый сын погиб, семья мужа использует ее как рабочую силу, а губернаторшей ее прозвали, когда она внезапно родила в приемной губернаторского дома, прося вернуть ей забранного в солдаты мужа. Самыми счастливыми Матрена считает годы, проведенные в родительской семье, наполненные любовью и заботой друг к другу.

Человеку мало быть сильным и успешным, здоровым и обеспеченным. Одиночество всему придает вкус пепла. Полагаю, что людям важно знать, что они любимы, важна глубокая эмоциональная связь.

Счастье - это вера в свои силы?

Появляется перед нами барин Оболдуев. Кому как не барину жить в счастье? Да только отмена крепостного права лишила его беспрекословной власти над крестьянами. Теперь нужно самому обеспечивать свое существование, но его этому никто не учил…

Без веры в свои силы, в способность обеспечить свое завтра мы как перепуганные дети. Счастливое сегодня просит подкрепления многообещающим завтра. Что для этого нужно? Уверен, что рост и развитие: знания, навыки, квалификация - то, что позволит упрочить свое положение в меняющемся мире.

Счастье - быть нужным? 

Очень оптимистичными в этой истории выглядят семинаристы Саввушка и Гриша. Они не окружены достатком, не избегают труда, не живут в легкости или почете. Их светлый взгляд в будущее основан не только на молодости, но на том, что для себя лично счастья они не ищут. Они внимательны к нуждам людей вокруг и готовы к трудностям на пути к улучшению общества.

“Нет человека, который был бы как остров, сам по себе...” Альтруизм может иметь совершенно разные масштабы, от заботы о единственном человеке до огромных благотворительных фондов. Сочувствие другому свойственно даже животным. Уступить место в автобусе, налить чая коллеге, протянуть кому-то руку помощи - мощный и порой недооцениваемый источник душевного благополучия!

Можем ли мы делать выводы, учиться у тех, кто отдален от нас больше, чем на полтора столетия? Я думаю, что несомненно!

Вопрос о счастье и боли - вневременной и общекультурный. Когда к Догэну, основоположнику дзэн-буддизма в Японии, пришла женщина с умирающим ребенком и просила его спасти, Догэн ответил, что поможет только одно - боб, взятый в семье, где никто не умер. Женщина до темноты искала такую семью. И не нашла. Хорошая жизнь, счастливая жизнь - это не отсутствие трудностей, печали и страданий. Это жизнь, которая не сводится к страданиям, не исчерпывается ими, а находит новые пути и направления. Осмысленная, наполненная делами, ответственностью, любовью и осознанностью. Такую жизнь я хочу жить и желаю ее Вам!