Мораль. Что это? Надо ли это современному человеку? Важна ли она в условиях пандемии? Расскажу свой взгляд с точки зрения психолога-феноменолога.

Человечество делится на государства, национальные группы, люди образуют религиозные, профессиональные сообщества, различные культуры и субкультуры. Каждая из этих групп, даже наименьшая из них - семья, функционируют по системным законам, поэтому я рассматриваю их с точки зрения психологии системных феноменов и считаю мораль - системным “клеем” общества.

          Системный “клей”

Что связывает людей в группе, что позволяет им чувствовать свою принадлежность ей? Эту функцию, как я вижу на практике и в рамках исследований, выполняет мораль.

Словарь определяет мораль как систему (опять же!) представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, должном и недолжном и все представления, которые из них вытекают. В традиционных обществах морали учат сказки, мифы, религиозные тексты, на основе которых в дальнейшем формируются более сложные законы, в том числе юридические.

У каждой группы своя мораль. Нормы разных групп могут совпадать, могут быть совершенно различными. Истоки морали есть даже в поведении других приматов: самки шимпанзе будут заботливо утешать побитого низкорангового самца, очищать его раны, если он пострадал “ни за что”, став жертвой вспышки гнева кого-то посильнее. Но они не станут опекать задиру, нарвавшегося на неприятности!

Пока человек исполняет предписания, он часть группы, группа его защищает, обеспечивает внешний психологический комфорт. Выгода быть моральным очевидна! Если же правила нарушены, человек становится "персоной нон грата". Обычно самая первая, важная и выраженная связь ощущается с семьей, семейной системой - отсюда возникает значительная доля психологических проблем у ее члена, вызванные его системными семейными нарушениями, “выпадением” из морали семьи.

Мораль в условиях пандемии

Уверен, что любое сильное потрясение проверяет на прочность системные связи. Никто не поспорит, что пандемия и ее последствия - сильное потрясение.

Соблюдение ограничивающих мер в любую эпоху шло вразрез с личными интересами отдельного человека. Поэтому всегда находились люди, готовые их нарушить по разным причинам. Я смотрю на мораль как психолог-феноменолог и с этой позиции единственная возможность сохранить устойчивость системы и вообще ее существование - признавать значимость моральных норм и быть готовыми их соблюдать, несмотря на требуемые усилия. Но с другой стороны, в каждой ли ситуации это разумно?

Прививка. Быть или не быть?

Следующий камень преткновения - прививка. Ставить или не ставить, добровольно или принудительно, ненаучные дискуссии, страхи, слухи, и, опять же, многочисленные посты в социальных сетях. Подобные проявления - симптом острой тревоги, страха смерти, несогласия с ситуацией, в которой оказался наш мир.

Как быть? Я считаю, нужно вспомнить: мы живем в вероятностном мире, который в принципе не предполагает гарантий чего бы то ни было, в особенности, безопасности. Совершая выбор, человек руководствуется не только сравнением вероятностей (их часто невозможно оценить, исходя из имеющихся на текущий момент данных), сколько следуя своим ценностям и ценностям той системы, к которой он себя относит. И выбор этот очень сложный с отсутствием на 100% верного варианта. Поэтому на мой взгляд стоит делать свой выбор, опираясь на свои системные, ценностные и духовные корни, чтобы не испытывать вины, страха и разочарования в принятом решении.