Эдвард Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита его полотен и гравюр. Но в зрелом возрасте в его живописи появятся образы сельской жизни, природы, рыбаков, крестьян, красивых и счастливых людей. Перелом в творчестве происходит после того, как в 1916 году Мунк покупает поместье Экели, бывший питомник растений в Скейене на окраине Осло. Когда Мунк переехал в Экели, он преобразовал это место под творчество. В северной части сада он строит две студии: Северную и Южную. Они разделены большим внутренним двором, который трансформируется в студию под открытым небом. Мунк ищет новую палитру в цветах своего сада, воодушевляется живописными окрестностями и днями напролет изливает свое творчество на холсты.
Его любимый Экели меняет суть его творчества. От прошлой палитры ужаса не остается и следа. Он рисует пышную природу, купается в красках природы, любуется сезонными чередованиями от лета до осени и от зимы до весны, от вспашки с лошадьми до сбора урожая. Преображаются и лица тех, кого он рисует: нет больше застывших масок «Крика и ужаса» — есть прекрасные лица простых людей и его друзей, полные жизни.
Мунк вдохновлен героическим норвежским пейзажем и легендами его страны. Он видит в них источник силы, утверждающий жизнь. В его работах — сияние, красота и гармония северных пейзажей. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Так, маленький сад Экели открывает Мунку целый мир, полный жизни и света. Для Эдварда Мунка вилла Экели стала виллой жизни! Сегодня студия Эдварда Мунка в Экели (Ekely) открыта для публики каждые выходные в течение летнего сезона.
Мне привезли старую лопату со сломанной тулейкой и «острым характером». Я поставила её на этюдник и стала вглядываться в ее жесткий несгибаемый лик в ожидании, что сама лопата подскажет мне, кого я должна на ней проявить. Мне не пришлось долго ждать, на следующий день, зайдя в мою маленькую мастерскую и взглянув на лопату, я увидела образ художника Эдварда Мунка. Не теряя времени, я взяла кисти, выдавила краски цвета северной палитры и начала писать его портрет. Уже через некоторое время на меня смотрело серо-лиловое лицо с холодными тоскливыми глазами.
Не он, — подумала я и выдавила на палитру краски солнца, моря, сосен, разных трав, янтаря, красного гранита, добавила цветов и фруктов. Неожиданный выбор для Мунка, ну да что-то внутри меня потянулось именно к этим краскам. И я размашистыми мазками небрежно набросала их на портрет. Ощущение было странное, как будто только что прошел шторм, небо прояснилось от тяжелых туч, появилось солнце и освятило яркую, противоречивую натуру Мунка.
Его глаза смотрели на меня критично и даже с легким презрением, но я испытала дикий восторг от соприкосновения с его духом! Он был бесподобен и неумолим в своей красоте. Меня вдруг охватила сильнейшая тоска по Норвегии, в которой я никогда не была, и сильнейшее желание оказаться в Экели, среди суровой живописной северной природы и творений художника.
Увидеть работы Эдварда Мунка, написанные в Экеле, и совершить прогулку по вилле можно на сайте музея Мунка в Осло «Экеле Эдварда Мунка»