Портрет Дерека Джармена. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев
Портрет Дерека Джармена. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев

Его портрет на ржавой лопате я написала одним из первых. Я ничего не знала о нем ранее. Но когда начинаешь заниматься чем-то, что идет из души, пространство начинает открывать тебе путь и знакомить с невероятными личностями, которые вдохновляют своим творчеством. Так в один день в мое поле внимания попали стихи, которые как стебли вьюнка зацепились за какие-то струнки внутри меня и все время всплывали в моей памяти. Эти стихи и привели меня к их автору и его саду.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Здесь на краешке моря я посадил свой сад из зубов дракона защитить мой порог... Дандженесс, Дандженесс, твоя красота — лучшая, забудь о холмах и долинах. Этот пейзаж подобен лицу, на которое вы не обращаете внимания, лицу ангела с озорной улыбкой.

Дерек Джармен (Derek Jarman) купил Prospect Cottage, рыбацкий домик, в 1986-м, когда был смертельно болен и знал, что жить ему оставалось считанные годы. Так главный режиссер британского киноавангарда попытался презреть смерть, прорасти своим сердцем в скудной земле в Дандженессе (Dungeness), графстве Кент на побережье Ла-Манша и обрести бессмертие, став самим садом.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

В Лондоне он жил на улице Чаринг-Кросс-роуд, в квартире над театром «Феникс». Его ранние работы в кино были тесно связаны с Тильдой Суинтон, которая снялась в его самом известном фильме «Караваджо», вышедшем на экраны в 1986 году, и стала его верной подругой на долгие годы. Люди, проекты, съёмки, тусовки. И вот щелкнула хлопушка его судьбы, и он оказывается в декорациях Дандженесса с его потусторонними пейзажами и атомной станцией на горизонте.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Атомная электростанция — это чудо. Ночью она похожа на большой лайнер или маленький Манхэттен, сверкающий тысячью разноцветных огней.

Джармен создаёт свой последний шедевр под названием «Сад Дерека Джармена» — странную смесь книги по садоводству, мемуаров из снов, жизни и смерти, чувственной поэзии и сюрреалистических этюдов. В 1994 он пишет: «Сад был и Гефсиманией, и Эдемом. Я обрел покой» — и переходит в иной мир...

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Сначала люди думали, что я строю сад для магических целей — белая ведьма, которая достает атомную электростанцию. В нем действительно была магия — магия неожиданности, охота за сокровищами.

Prospect Cottage стал его личным раем, он называет свой дом «хижиной перспективы». В своей книге он описывал свои чувства, которые возникали в нем, когда он работал над садом. Такое ощущение, что он сам вселял какую-то невероятную уверенность растениям и цветам, что в этом полумертвом пространстве они смогут выжить и цвести несмотря ни на что.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Все соседи говорили, что здесь ничего не вырастет. Хотя в былые времена здесь были овощные грядки, но это было еще до появления дорог, и землю приходилось привозить по железной дороге, которая шла к маяку. Поэтому я быстро сообразил, что если закопать землю под галькой, то можно будет выращивать разные растения, и у меня получится сочетание английского сада с гномами и японского сада. Я не могу вырастить тимьян, и есть небольшие проблемы с шалфеем, но розмарин растет уже второй год, а лаванда, кажется, в полном порядке.
Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

Вместе с фотографом Говардом Соли (Howard Sooley), с которым он познакомился на сьемках «Эдварда II», они объезжают все местные питомники в поисках нужных цветов и растений. А потом он с удивлением наблюдает, как купленные саженцы прорастают в землю и мигрируют в естественную среду побережья, а полевые цветы, наоборот, заползают на территорию сада и дополняют букеты высаженных. На серой гальке живописно пылают полевые маки, темно-красная валериана, герань и приморский катран, цвета неба и моря, цветут хлопковая лаванда и шалфей, красуются шиповник, любисток, гвоздика, календула и другие. Именно тогда он понял, что границы его сада — это горизонт.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Мой сад — мемориал; каждая круглая клумба — узел истинной любви, украшенный лавандой, бессмертником и сантолиной. Сантолина находится под влиянием Меркурия, а потому сопротивляется ядам, очищает и излечивает укусы ядовитых тварей. Побег лаванды в руке или положенный под подушку дает вам шанс увидеть привидение, побывать в стране мертвых.

Каждое утро он бродил по берегу в поисках чудесных артефактов — диковинных камней, железяк, ржавых консервных банок, коряг и прочего живописного хлама. Мусор в глазах обычных людей, попадая в руки Джармена, превращался в искусство.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

«Мое путешествие к морю каждое утро имело цель», — писал. По всей береговой линии разбросаны гниющие лодки, ржавеющий металл и заброшенные сараи. Он находил среди них удивительные экспонаты, которые давали ему необходимые акценты в картине сада.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

В саду много камней, выложенных Джарменом в определенном ритме и рисунке. Некоторые из них похожи на зубы дракона, а некоторые — на входы в святилища или в параллельные миры.

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley
Камни, особенно круги, напоминают мне дольмены, стоячие камни. Они обладают той же таинственной притягательной силой.
Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

На боковой стене дома он написал строфы из поэмы поэта семнадцатого века Джона Донна «Восход солнца». А в своей книги: «Рассвет может быть чудом, солнце поднимается из моря и медленно пересекает сад».

Фото: Howard Sooley
Фото: Howard Sooley

Такое ощущение, что душа Джармена продолжает жить в этом саду после его смерти. С каждым годом его сад бесстрашно прорастает за горизонт, меняется и неустанно цветёт.

Рай посещает сады, и некоторые сады — настоящий рай. Мой — один из них.

Благодаря поддержке мирового арт-сообщества и лично Тильды Суинтон дом и сад выкуплены в 2020-м и находятся под патронажем британского Garden Museum.

Розмарин — Ros marinus, морская роса, — оказался довольно стойким. <...> Томас Мор, любивший это растение, писал: «Что до розмарина, я позволил ему украсить собой все стены сада, но не потому, что его любят пчелы, а потому, что это растение, посвященное воспоминаниям, а значит, дружбе. Если у кого-то есть веточка, все ясно без слов.

Фотографии к книге «Сад Дерека Джармена» были сделаны Говардом Сули (Howard Sooley), фотографом и другом Джармена.

Фильм Говарда Сули: «Сад Дерека Джармена».

Твори и созидай!

Портрет Дерека Джармена. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев
Портрет Дерека Джармена. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев

Проект «100 портретов. Портреты великих на лопатах».