Написание каждого портрета для меня — это погружение во внутренний мир творца. Я испытываю удивительное чувство: как будто не пишу, а кисточкой ищу тонкую связь с духом великой личности. Иногда на это уходит неделя-другая. За это время я читаю дневники этого человека и рассматриваю его работы. И вот происходит чудо: дух проявляется через глаза и открывает для меня свою вселенную. Так произошло, когда я писала портрет Клода Моне — великого художника, семьянина, садовника, кулинара, друга. Когда я читаю его воспоминания о процессе творения, то меня охватывает чувство безмерного восторга и благодарности за счастье прикоснуться к его духу, к его невероятной по величине личности.
Дом как живое полотно жизни
Моне был одержим цветом и светом, пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет. Он говорил, что цвета преследуют его и даже беспокоят во сне: «Когда темно, мне кажется, как будто я умираю, я не могу больше думать». Одержимость светом и цветом привела его в Живерни —живописную нормандскую деревню в 80 км от Парижа. С 1883 года художник снимал здесь ферму под названием «Пресс», где раньше собирали яблоки, давили сок и делали сидр. В 1890-м Моне выкупил ферму с намерением превратить это место в произведение искусства.
В доме кроме жилой части разместились мастерская, галерея и склад произведений искусства. На прилегающей к дому территорию он разбил сад, который представлял из себя живую палитру из разнообразных цветов и деревьев. Чтобы всем и всему найти место, художник раздвинул и без того длинный двухэтажный барак направо и налево. В итоге дом протянулся на сорок метров вдоль улицы.
Моне не проектировал дом-мастерскую, как это сделал бы архитектор, не снес старую постройку, чтобы выстроить все заново. Он превратил все это неуютное и неухоженное пространство в полотно, над которым стал трудиться день за днем, превращая в шедевр. Старое здание зажило с новым хозяином в трогательном единстве, меняясь вместе с ним. Итог этого симбиоза — дом и сад, которые представляют собой единое живописное полотно — живой шедевр его творческой натуры.
Дом как декорация для жизни
Постепенно дом преображался и становился похожим на самого Моне. Снаружи он выглядел традиционно — ровные стены под крышей и две линии окон с одинаковыми зелеными ставнями. А вот внутри дом разрывался «буйством красок». Декорация жизни писалась широкой кистью мастера вопреки всем тогдашним законам хорошего вкуса. В доме художника каждая комната имела свой цвет. Для интерьеров Моне выбирал самые неожиданные оттенки — от лимонного до морской лазури. Казалось, что у комнат был не только цвет, но и вкус. Цвет комнат вырывался через окна наружу и разливался по саду цветами.
Например, столовая, в которой проходили все встречи, была ярко-желтого цвета. Её двери выходили прямо в яблоневый сад, и все помещение наполнялось тонким ароматом яблок и лучами солнца. Блестяще-желтым было все, кроме разве что потолка: буфеты, стулья, стены, балки, двери в сад и плитка на полу — в шахматной последовательности с коричневой. За столом у Моне в любую погоду, даже в самый хмурый день, светило солнце, наполняя пространство энергией радости и жизни.
За стеной от желтой столовой находилась голубая кухня. Здесь Моне собрал все оттенки моря и неба, а пол отделал грубой терракотовой плиткой. В отличие от солнечной столовой, в кухне ощущалась освежающая сила моря, которая охлаждала летом пылающую во время стряпни атмосферу. Контрастом к голубому были блестящие медные кастрюли и сковороды на стенах, деревянные рабочие поверхности и ярко-желтый абажур, который как будто принес сюда Ван Гог.
Моне был страстным гурманом. Он коллекционировал рецепты и следил за тем, чтобы они правильно готовились. Кухарка по имени Маргарита была почти что членом семьи — так важна была ее роль в жизни усадьбы. Сам Моне не готовил и ни разу в жизни не стоял у плиты.
На втором этаже находились комнаты членов семьи — спальни детей, комнаты Моне и его второй жены Алисы, которые были разделены нейтральной полосой и ванными комнатами. У хозяина дома имелась еще и дополнительная лестница прямо из спальни в мастерскую, чтобы в любой момент можно было занырнуть в творчество.
Гостеприимство Моне
Моне любил, когда к нему приезжали гости, и обожал их кормить. В Живерни за стол слетались лакомки и любители искусства, его друзья — Эмиль Золя, Жорж Клемансо, Поль Дюран-Рюэль, Марсель Пруст, Огюст Ренуар и др. Он встречал их словами: «Беседу начнем с обеда». Разговоров об искусстве за столом не терпел категорически. Допускались всего две темы — еда и садоводство. Блокнот Моне с рецептами бережно хранился в семье, пока в 1990 году Клэр Джойс, жена правнука художника, не решила опубликовать его содержимое и издала книгу «Трапеза Моне: кулинарная книга Клода Моне», куда вошли 60 оригинальных блюд художника и репродукции его картин. Книга была переиздана в октябре 2016 издательством Prestel под названием: «Кулинарная книга Клода Моне: рецепты из Живерни». «The Monet Cookbook: Recipes from Giverny». Каждая глава этой книги содержит рецепты блюд, поданных в разное время в знаменитой желтой столовой Моне, в саду его дома в Живерни, а также в нескольких ресторанах на берегу Сены в Нормандии.
Моне как ребенок радовался, когда его гости привозили в качестве подарков семена или саженцы экзотических растений. В ответ он делился с ними рецептами необычных блюд. Он уверял, что кроме живописи и садоводства больше ни на что не способен.
Источник вдохновения и живая палитра — сад Моне
Главным полотном его жизни был все же не дом, а сад. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад — самый первый эскиз или готовая к работе палитра», — писал о саде Моне Марсель Пруст. Для создания картины сада Моне использовал те же принципы, что и в живописи. Он буквально писал свой сад.
В живописи художник выдавливает из тюбиков на палитру нужные ему цвета и потом начинает наносить их мазками на полотно. Здесь же он просто выписывал из Парижа каталог и указанные в нем саженцы и потом высаживал их вперемежку — плодовые, декоративные деревья и многочисленные цветы.
При выборе его волновало лишь то, чтобы они были яркими и сменялись круглый год. Но с годами его аппетит писать живыми цветами и растениями становился все изысканнее и утончённее.
Художник применял свои знания в области живописи для создания эффектов перспективы, демонстрации дома и усиления затененности участков. В левой части сада он создал прямоугольные клумбы с однотонными цветами, похожие на краски на палитре.
Заботу о посадках «энтузиаст цветов» отдал команде из шести садовников, за несколько лет создавших на весьма скромной площади разнообразие «сюжетов», достойное ботанического сада. «Все мои деньги, — говорил Моне, — я закопал в саду».
С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является прекрасной гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается все больше, и ничто не может усмирить этот восторг.
Создание непревзойденных по красоте пейзажей
Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.
Моне любил японское искусство: в доме на стенах висели гравюры японских художников Кацусики Хокусая и Китагавы Утамаро. Сочиняя свой сад, он много чего позаимствовал из традиционного японского сада. Для обустройства «водного сада» — пруда с водяными лилиями, над которыми был перекинут изогнутый мостик в японском стиле, — художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Здесь он высадил плакучие ивы, бамбук, сакуру. Пруды заселил водяными лилиями и нимфеями.
Стремление к созданию непревзойденных по красоте пейзажей в саду и на полотнах превратилось для него, как признавался сам Моне, в «навязчивую идею». Все светлое время суток он охотился за светом, цветом и бликами в своём саду, ловил неуловимые движения воздуха. Он клялся, что никогда не работает в мастерской, а только на пленэре.
Пытаюсь делать вещи совершенно невозможные. Хочу написать воду, в глубине которой колышется трава… Смотреть на это чрезвычайно приятно, но передать на холсте трудно до безумия. А я, как ненормальный, делаю все новые и новые попытки!
Когда художник писал тополя близ своего дома, он узнал, что их собираются спилить, выкупил кусочек земли с ними и продолжил работу. Так появилась серия картин «Тополя на Эпте», изображающая переменчивость деревьев в разные сезоны, и еще одна часть сада.
Но самыми любимыми моделями мастера были кувшинки. Он был одержим водяными лилиями. Моне создал сотни произведений с кувшинками. Некоторые из них входят в топ самых дорогих полотен на нашей планете.
В частных коллекциях и музеях по всему миру сейчас хранятся примерно 250 «кувшинок» Клода Моне. Чем они были для него, нам остается только гадать. Тончайшие переливы цветовых нюансов, феерия палитры, очарование природой... Водные лилии, написанные великим живописцем, околдовывают и соединяют нас с душой сада и тонкой душой художника.
Мне представляется, что на всем свете не сыщешь человека столь же совершенного, как он. Вся его жизнь от начала до конца — сплошной пример чистоты. Клод Моне мог бы гордиться собой — никогда, ни в личной жизни, ни в искусстве, он не совершил ничего такого, что заслуживало бы малейшего упрека. Я сказал, что он мог бы гордиться собой, но, как вы сами понимаете, это и в голову ему не приходило. Моне никогда ничем не хвастал. Главное его отличие от прочих встречавшихся мне людей заключалось в том, что все они охотно давали мне советы, а Клод Моне показывал пример. Вместе с тем его жизнь казалась необычайно простой. Он смотрел, ел, курил, ходил, пил и слушал. В остальное время он работал. В целом он всегда делал всего две вещи — работал и жил.
Совершить виртуальное путешествие по дому и саду Клода Моне можно на странице сайта дома-музея Моне «La maison et les jardins de Claude Monet – Giverny»
Проект «100 портретов. Творцы на лопатах»
Твори и созидай!