В старинных интерьерах усадьбы представлены символические портреты великих творцов на садовых лопатах. Это Евгений Абрамович Боратынский, Федор Иванович Тютчев, Савва Иванович Мамонтов, Сергей Тимофеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Иванович Куприн, Пётр Ильич Чайковский, Антон Павлович Чехов.

Лев Николаевич Толстой — гений пера, властитель дум, деятель и созидатель, передовик среди писателей-садоводов, мечтал засадить всю Россию лесами. Более 50 лет Лев Николаевич прожил в своей любимой усадьбе «Ясная Поляна». Толстой так описывал роль Ясной Поляны в своей жизни: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Ясная Поляна была для писателя местом особого творческого вдохновения. Он неоднократно подчёркивал, что обстановка этой усадьбы помогала ему работать и способствовала его сосредоточенности на сюжетной линии. Помимо множества других произведений, именно здесь были написаны легендарные романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Своими собственными руками он высадил в Ясной Поляне тысячи яблоневых и других деревьев. Толстой ежедневно гулял по своим владениям и черпал вдохновение от общения с природой. Сегодня обширная территория усадьбы хранит следы былого величия: здесь по-прежнему можно увидеть тенистые аллеи, пышные цветники и сады — всё то, что когда-то было заботливо посажено самим писателем.

Иван Сергеевич Тургенев — писатель, поэт, драматург, переводчик, мистик, человек, тонко чувствовавший природу и воспевавший ее в своих произведениях. Детство Ивана Сергеевича прошло в Орловской губернии, в имении Спасское-Лутовиново. Иван Сергеевич часто описывал родную усадьбу и её жителей в своих произведениях. В одном из ранних стихотворений были такие строки, посвященные Спасскому: «…мое гнездо, Где вырос я, где я мечтал, бывало, О будущем, куда я не вернусь…»

В романах «Новь» и «Рудин» писатель упоминал свои любимые места Спасского парка: фруктовый сад, скамью на берегу пруда и беседку, окружённую липами, которые он посадил сам. Об этих местах Тургенев не забывал и в последние годы, когда жил за границей. Он писал из Франции поэту Якову Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня моему дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь…». Тургенев преклонялся перед природой, восхищался ее могуществом и отмечал бессилие человека перед ее тотальной мощью и силой. Природа у него — нечто вечное, непоколебимое, а человек — существо временное, смертное. Писатель пытался увидеть, нащупать связующие нити между природой и человеком. Об отношении Ивана Сергеевича к природе, читайте в моей статье «Сатори Ивана Тургенева».

Николай Васильевич Гоголь — великий творец мистических миров и самая загадочная фигура в русской литературе. При жизни Гоголь говорил о себе: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно». Николай Васильевич был очень увлечённым человеком — кройка, шитьё, вышивка, вязание, живопись, гербарий, ботаника, кулинария — вот некоторые из его увлечений, которые раскрывают уязвимую, обаятельную и трогательную стороны его личности. Серьезным пристрастием Гоголя была ботаника. Об этом можно прочитать в воспоминаниях друзей писателя. «Гоголь любил ботанику. И всегда, когда у него была свободная минута, он отправлялся в лицейский сад и там подолгу беседовал с садовником о предметах его задач», — писал его соученик по Нежинскому лицею Любич-Романовский. «Мы ехали довольно тихо, а он беспрестанно останавливал кучера, выскакивал из тарантаса, бежал через дорогу в поле и срывал какой-нибудь цветок, потом садился, рассказывал мне довольно подробно, какого он класса, рода, какое его лечебное свойство, как называется он по-латыни и как называют его наши крестьяне… Гоголь признался, что всегда любил ботанику и в особенности любил знать свойства, качества растений и доискиваться, под какими именами эти растения известны в народе и на что им употребляются», — вспоминал Л. Арнольди.

Детские годы Гоголя прошли в имении родителей в Васильевке Миргородского уезда Полтавской губернии. В 19 лет он переехал в Санкт-Петербург. Николай Васильевич, возможно, единственный из великих русских писателей, не владевший на территории современной России своей усадьбой. Гоголь дружил с Сергеем Аксаковым и часто подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось всё сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что «бранье белых грибов — всё это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно всё это делать и разговаривать с детьми». Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мёртвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Гостил Николай Васильевич и в усадьбе Мураново. В августе 1849 года Гоголь посетил в Муранове поэта Николая Васильевича Путяту. Писатель переночевал у своего тёзки и наутро уехал. Для него это был практически незаметный жизненный эпизод. Но Путятам той ночи оказалось достаточно, чтобы объявить «гоголевскую» комнату мемориальной.

Сергей Тимофеевич Аксаков — русский писатель, мемуарист, тонкий и глубокий знаток человеческой души, государственный чиновник и видный общественный деятель, неутомимый любитель рыбалки, автор сказки «Аленький цветочек» и один из владельцев Абрамцево. Книги Сергея Тимофеевича проникнуты удивительным, тонким чувством природы. По словам Ивана Сергеевича Тургенева, они придают читателю «твёрдость воли и чистоту помышлений», обогащают не только охотничью литературу, но и «общую нашу словесность». «Все мы должны у него учиться», — подчёркивал Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы. Аксаков купил усадьбу Абрамцево в 1843 году. Он называл эти места «раем земным» и даже посвятил любимому имению стихотворение.

Вот, наконец, за всё терпенье

Судьба вознаградила нас:

Мы, наконец, нашли именье

По вкусу нашему, как раз.

Прекрасно местоположенье,

Гора над быстрою рекой,

Заслонено от глаз селенье

Зелёной рощею густой.

Там есть и парк, и пропасть тени,

И всякой множество воды;

Там пруд — не лужа по колени,

И дом годится хоть куды.

В Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу «Заметки об ужении рыбы» и другие, более известные произведения — сказку «Аленький цветочек» и автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».

Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии, самый дерзкий поэт в истории России, «наше всё». Евгений Боратынский считал, что русский язык «создан для Пушкина, а Пушкин для него». Тургенев отмечал, что Пушкин создал поэтический, литературный язык и нам остаётся только идти по пути, проложенному им. Отношения Александра Сергеевича с усадьбой Михайловское (Псковская губерния) были удивительными — поэт периодически оказывался в усадьбе в гостях у родных и всегда Михайловское дарило ему вдохновение и новые стихи. В 1824 году Александр Сергеевич был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I и провёл там два года. Несмотря на вынужденное уединение и ограничения, это время оказалось для него очень плодотворным. В Михайловском Пушкин написал драму «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», большую часть «Евгения Онегина», поэму «Цыганы», а также задумал «Маленькие трагедии», создал такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие. Благодаря тому, что Пушкин был отрезан от светской жизни, ему не оставалось ничего, как полностью окунуться в творчество. Рядом с Пушкиным в Михайловском находилась его няня Арина Родионовна, которая напитывала его воображение народными сказами, а поэт трансформировал их через перо в сказки. В своём родовом имении в Михайловском Пушкин переосмыслил свои идеалы, углубился в изучение истории и народной культуры, а также нашёл новые формы самовыражения.

Евгений Абрамович Боратынский — поэт-мыслитель, переводчик, непревзойдённый мастер элегии, один из владельцев усадьбы Мураново. Евгений Абрамович обожал Мураново. После женитьбы на Анастасии Энгельгардт (дочери владельцев усадьбы) он проводил в Мураново каждое лето и посвятил усадьбе многочисленные стихи и письма. Боратынский был рачительным хозяином усадьбы, он вложил в Мураново немало трудов. Поэт сам спроектировал дом и контролировал ход его постройки. В облике дома Евгений Абрамович соединил черты европейского замка, английского коттеджа и русского сруба. Свой кабинет Евгений Абрамович устроил в северной части дома с окнами в «сумеречный» парк. Здесь он написал выдающийся сборник философской лирики «Сумерки». Пушкин считал безупречной лирику Боратынского и утверждал, что тот «оригинален, ибо мыслит». В «Евгении Онегине» Александр Сергеевич назвал Боратынского «певцом пиров и грусти томной».

Фёдор Иванович Тютчев — смиренный гений русской поэзии, «чарующий рассказчик», дипломат и переводчик, певец природы, «златоуст». Фёдор Иванович с любовью и теплотой вспоминал свой родной край — село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Здесь прошло детство поэта, здесь он учился слышать и понимать язык природы и язык поэзии. Овстуг никогда не был для Тютчева далёким воспоминанием — там подолгу жили жена и дети поэта. С годами Овстуг занял особое место в душе Тютчева как страна «забытого, загадочного счастья». В Овстуге и его окрестностях Тютчев написал более двух десятков стихотворений. Под впечатлением брянских пейзажей им были созданы такие шедевры лирики, как «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…», «Смотри, как роща зеленеет…», «В небе тают облака…» и другие. Фёдор Иванович провёл значительную часть жизни за границей, в основном в Германии и Италии. Он находился на службе в Коллегии иностранных дел и в качестве атташе Российской дипломатической миссии в Мюнхене, а также занимал должность первого секретаря русского посольства в Турине. За границей поэт скучал по Родине и её природе, поэтому создавал произведения о восходе и закате, майской грозе, временах года. В его стихах показана связь человека с миром природы и Вселенной. Природа у Тютчева самодостаточна, очеловечена и одухотворена. Для него она не застывшая субстанция, а постоянно меняющийся мир. В его лирике природа и человек существуют как части единого целого.

Еще одна усадьба, с которой навсегда связано имя Тютчева, — это Мураново. Сын поэта Иван Фёдорович Тютчев в 1869 году женился на Ольге Николаевне Путяте. После смерти гениального отца Иван Фёдорович перевез все его вещи в Мураново.

Савва Иванович Мамонтов — «мечтатель», «затейник», «человек-водоворот», «неистовый Савва», «Савва Великолепный», «московский Медичи» — так называли его современники. В 1859 году, после смерти Сергея Тимофеевича Аксакова, усадьба Абрамцево пришла в запустение, и в 1870-м ее приобрёл промышленник и меценат Савва Мамонтов. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этого момента в истории усадьбы начался «художественный» период. Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени: Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и её хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах. Для портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

Антон Павлович Чехов — великий писатель, земской врач и тихий гений маленького человеческого счастья. Для своего личного рая Антон Павлович выбрал усадьбу Мелихово. Чехов страстно любил природу и цветы. На огороде и в саду писатель работал с огромным удовольствием, выращивал редкие, невиданные в то время сорта томатов, капусты, «синенькие» баклажаны, артишоки, перцы, ревень, спаржу и другие овощи. Чехов растворился в посадке цветов и деревьев. В своих дневниках он писал, что питает слабость к фруктовым деревьям. Утром он выходил в сад и подолгу рассматривал деревья и кусты роз, что-то подрезал, поправлял. И говорил, что в Мелихово «Хоть палку воткни, вырастет!».

Осенью 1898 года Антон Павлович переехал в Крым из-за своего прогрессирующего туберкулеза. Писатель приобрёл в Ялте небольшой участок  земли и построил на нем уютную дачу, которую местные жители прозвали «Белой» из-за цвета стен. Особую любовь Чехов питал к розам. Он подчеркивает это в своих письмах к друзьям: «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам собственноручно. Одних роз посадил 100, и все самые благородные, самые культурные сорта».

Петр Ильич Чайковский — гений музыки, обожал цветы, особенно ландыши. В сельской тиши, в полном уединении, в общении с природой, вдали от столичной суеты его посещало вдохновение: «Ничего лучшего, ничего более соответствующего моим требованиям нельзя придумать, как жизнь в деревне. С каждой поездкой в Москву я всё более и более убеждаюсь, как пагубно действует на меня городская суета. Всяких раз я возвращаюсь сюда совершенно больной и немедленно воскресаю в своём тихом уголке». С его именем связаны усадьбы Майданово, Фроловское, Демьяново и, конечно, усадьба в Воткинске. Петр Ильич очень любил подмосковный Клин с его умиротворяющей атмосферой. Здесь выдающийся русский композитор провёл последние восемь лет. «Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте», — писал он. В 1885 году Пётр Ильич решил переехать в небольшую усадьбу Майданово под Клином. В течение трёх лет Чайковский наслаждался жизнью в усадьбе с живописным парком и прудами, совмещая творчество с концертными турне. Однако летом сюда приезжали дачники, что страшно раздражало Петра Ильича и побудило его перебраться в другую усадьбу, тоже под Клином, — Фроловское. Здесь он тоже провёл три года и написал Пятую симфонию и балет «Спящая красавица». Где бы он ни жил, он украшал свое садовое пространство благоухающими цветами. Ландышам он посвятил свою музыку и даже стихи. Он писал, что «один вид этих милых цветов достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».

Александр Иванович Куприн — писатель, эстет, мастер слова. Александр Иванович имел увлечённую и страстную натуру и считал садоводство своим «вторым призванием». Вместе со своей первой женой Марией Давыдовой в 1905 году Куприн купил участок земли на крутом склоне балки Кефало-Вриси в Балаклаве. Купленный участок находился на голой скале. На скалистой территории пригодной для посадки растений была только узкая полоска земли, однако такая неприятность Куприна нисколько не смутила. «Вот именно поэтому и хочу здесь развести сад и поставить виноградник. Если каждый поставит себе целью жизни хоть один клочок пустынной и неудобной земли превратить в сад, то весь мир через несколько сот лет превратится в цветущий рай». Как вспоминала Мария Карловна, он завёл переписку со специалистами Массандры, покупал саженцы деревьев у местных садоводов. По воспоминаниям домочадцев, Куприн с азартом выписывал семена редких растений. Ещё до того, как была выровнена площадка для будущего дома, он уже посадил виноградник и фруктовые деревья. Заядлым садоводом он проявил себя и во втором браке с Елизаветой Гейнрих. На этот раз он развернулся в Гатчине. Купив в 1911-м дом на Елизаветинской улице, он страстно погрузился в огородничество. «Я собственноручно снял с моего огорода 36 пудов картофеля в огромных бело-розовых клубнях, вырыл много ядрёной петровской репы, египетской круглой свёклы, остро и дико пахнущего сельдерея, репчатого лука, красной, толстой, упругой грачевской моркови и крупного белого ребристого чеснока — этого верного противоцинготного средства… Весь мой огород был размером в двести пятьдесят квадратных саженей, но, по совести могу сказать, потрудился я над ним усердно, даже, пожалуй, сверх сил», — писал он позже в рассказе «Купол св. Исаакия Далматского». По воспоминаниям его дочери Ксении, Александр Иванович «с жадностью человека, соскучившегося по любимому делу, копал, сажал и благоустраивал свой маленький участок». В результате получился сад, который благоухал на всю Елизаветинскую улицу.

Выставка «Лики усадебной эпохи: от Боратынского до Тютчева» в рамках моего проекта «100 портретов. Творцы на лопатах» продлится до 1 февраля в Малом выставочном зале Главного усадебного дома «Усадьба «Мураново»