Марина как-то провожала с сыновьями Данила в детский дом после прогулки. Четырехлетний Богдан устал идти и спросил Данила: «Ну когда уже будет твой дом?» Тот ласково ответил: «Слушай, Богданчик, у меня же вообще нет дома. Ты даже не представляешь».
Данилу четырнадцать. Шесть лет назад ему со старшими братом и сестрой пришлось уехать из родительского дома — тот и сейчас стоит в деревне недалеко от Стерлитамака. Здесь у них никогда не было счастливого детства: мешали дебоши и пьянки.
Сейчас они с братом и сестрой все вместе живут в Стерлитамакском детдоме. Родители приезжают только по дежурным праздникам — на Новый год и на дни рождения. У семьи много родственников, они общаются с ребятами, но у всех своя жизнь.
В какой-то момент Данилу очень захотелось, чтобы рядом был надежный взрослый, который подставит плечо, поможет советом, не отмахнется и не предаст. Он заполнил анкету в проекте «Наставничество» от фондов «Солнечный город» и «Наши дети», которые реализуют проект в Уфе, и стал ждать своего проводника во взрослую жизнь. Марина нашлась только через год.
Марина
Марине было пять лет, когда ее дядя с тетей усыновили мальчика из детдома. Они часто играли вместе.
«Мне на всю жизнь запомнилось, что его ничего не радовало, — вспоминает Марина. — В глазах — как будто вечный траур, сплошная грусть и тоска. Как же так, почему он ничему не радуется? Так я узнала, что бывают другие дети. Которые лишены радости и любви».
Когда Марина подросла и поехала в детский лагерь, то снова встретилась с «другими детьми»: детям из обычных семей взрослые не давали «контачить с ребятами из детдомов». Любопытство у Марины нарастало: да что же это за дети такие и почему с ними нельзя играть?
В студенчестве она возила игрушки, сладости и канцтовары в детские дома. Внутренний голос подсказывал: этого мало. Несколько лет назад Марина подписалась в инстаграме на семьи, которые усыновили детей. Потом увидела в городской библиотеке объявление про проект «Наставничество». Долго думала, где найти силы, чтобы все успеть, но однажды просто заполнила анкету и стала ждать.
«Побыть у вас дома»
Первый раз Марина с Данилом встретились на лавочке в детдоме в прошлом сентябре. Данил очень стеснялся, хотя к тому моменту они уже долго дружили: из-за пандемии почти полгода пришлось общаться онлайн.
По правилам проекта желательно, чтобы наставник виделся со своим подопечным хотя бы раз в неделю. Марина стала приезжать к Данилу чуть ли не каждый день — наверстывали упущенное время.
На второй встрече Данил с Мариной и другими детьми с наставниками (у его брата и сестры тоже есть наставники, все дружат одной большой компанией) поехали в парк — в тир и на аттракционы. Но расслабиться и отдохнуть у Данила никак не получалось. Он постоянно спрашивал, который час: боялся опоздать в детдом к назначенному времени.
«Я заметила тогда, что ребята из детдома часто не получают удовольствия от процесса, — вспоминает Марина. — Они все время в стрессе».
Другой проблемой на первых порах было рьяное желание Данила любыми способами понравиться Марине. Он нянчился с ее младшим сыном или бежал поднимать, если что-то упало. Маринины советы отдохнуть и расслабиться не помогали. Напряжение не уходило.
Многие наставники стараются переключить своих подопечных от рутины детдома и показать как можно больше нового и интересного. Но когда Марина предлагала Данилу очередные развлечения, тот только качал головой: «Я хочу просто побыть у вас дома».
Первые перемены
Между встречами Марина штудировала книги про детей и подростков из детских домов, которые советовали кураторы проекта. Ее любимыми стали книги Дианы Машковой «Меня зовут Гоша», «Я — Сания» и «Хочешь, я буду твоей мамой?» Олеси Лихуновой.
После она быстро сменила тактику: перестала устраивать для Данила постоянные праздники и начала включать его в повседневную жизнь — свою и своей семьи.
Это было ровно то, что ему было нужно.
Вместе за продуктами в магазин и вместе готовить шашлык во дворе. Если у старшего сына тренировка, то Марина сначала заходит за Данилом — детдом рядом. Вместе ждут конца тренировки, чтобы потом пойти на прогулку или в кафе.
Данилу интересно все вокруг, куда бы они ни приходили, — и Марина, и психологи проекта единодушны: он впитывает все как губка. Ему интересно, как общаются дети с родителями, приводя их на тренировку, как устроена жизнь Богдана в детском саду, как дрессируют на улице собак и как работает снегоуборочная машина.
«Нам все это кажется обыденным — мои дети смотрели на то, как машина убирает снег, в три года. А Данилу приходится погружаться в эту жизнь и нагонять нас только сейчас».
Марина тоже погружается в жизнь Данила: старается не пропускать ни одно мероприятие в детдоме и иногда отпрашивается с работы.
Она показывает фотографию на смартфоне. Старый Новый год в детдоме, они с Данилом стоят обнявшись, а где-то на заднем плане ходит Дед Мороз. Данилу не до него: он старается ни на шаг не отходить от Марины.
На других, более поздних, Данил уже не щуплый мальчишка, а взрослый крепкий парень.
«На моих глазах он вытянулся за каких-то четыре месяца, — Марина сияет от гордости, когда листает фото. — Я читала, что в детдоме рост у ребят обычно замедляется, он меньше положенного. И вот я вижу, как Данил становится более рослым и уверенным в себе. Говорю ему: “Какой ты фотогеничный!”, и он вдруг не отмахивается, а отвечает: “Я знаю”. Представляете?»
Жизнь больше детдома
За три часа, которые отводятся на встречу с наставником, Данил каждый раз переживает с Мариной и ее семьей новый опыт.
Однажды на катке женщине стало плохо: у нее случился приступ эпилепсии, вызвали скорую. Данил смотрел и учился, что нужно делать в такой ситуации.
В другой раз — тоже на катке — Марину случайно кто-то толкнул. Но Данил привык защищаться от любого внешнего раздражителя — и полез с кулаками: «Я ему сейчас устрою!» Марина остудила пыл: «Я ему сказала: “Ты давай так не реагируй, что кругом везде враги”. Ему кажется, что все его хотят обидеть, отсюда и агрессия. После нашего разговора он немного расслабился и отступил».
Потом как-то зимой на горке толкнули самого Данила — это были девочки его возраста. Марина убеждена: флиртовали. Но Данил не оценил знаков внимания и толкнул их с силой в ответ. Марине пришлось провести еще одну беседу, а мужу — иметь дело с отцом одной из девочек. Он не ругал Данила, просто сказал ему потом: «Больше так не делай». И Данил оценил — благодарил Марину: «Ваш муж меня спас».
Встать на лед для Данила тоже было огромным стрессом. Сын Марины занимается хоккеем и отлично держится на льду. У Данила был страх — во что бы то ни стало нельзя быть хуже. И у него получилось с первого раза.
Сам Данил уже год занимается боксом — позвали друзья из детдома. Многие родители не приезжают с детьми на соревнования, но Марина ездит, снимает на камеру и болеет за Данила. Для нее это важно.
Уроки Марины
Перемены в учебе даются Данилу сложнее. Он учится в пятом классе, его сверстники — в седьмом. Но трудности возникают не только из-за учебной программы. Одноклассники обзывали его бездомным, а родители советовали своим детям Данила сторониться.
«Он очень переживает из-за учебы, тянется, остается переделывать домашние задания. Но ему там тяжело», — признается Марина.
Она часто делает с Данилом домашку, помогает наверстывать школьную программу и подсказывает, как наладить общение с одноклассниками. По словам воспитателей детдома, успешно: когда он возвращается от Марины, часто получает пятерки.
Многие наставники считают важным развивать у подростков бытовые навыки. Марина не боится показаться занудой: для них с Данилом уроки всегда в приоритете.
«Мы можем приготовить салат или бутерброды, но не зациклены на этом. Данил, как и мой муж, говорит, что рецепты всегда можно посмотреть в интернете. Плюс, Данил все-таки рос в семье и не сразу оказался в детдоме. У него нет страха плиты, как у других ребят. Поэтому я думаю, с этим проблем у него не будет».
Но некоторые бытовые навыки Данил все-таки прокачивает с Мариной. Например, она приучает его следить за собой. Потому что к вещам Данил относится, как и многие в детдоме, не очень бережно. Купленные Мариной солнцезащитные очки и наушники тут же сломались, поясную сумочку Данил быстро передарил другу: «Ему нужнее».
«Ничего не ценится. Говорю, только трусы тебе можно покупать, их не передаришь». Смеемся.
По правилам проекта наставники не могут дарить подопечным большие подарки, кроме как на дни рождения и праздники. Но Марина не считает, что нарушает правила и слишком балует Данила: он до сих пор с трудом верит, что кто-то может просто так купить ему нужную мелочь. Без праздников и без особых заслуг.
Как-то Марина пошла покупать младшему сыну велосипед и взяла Данила с собой. До этого маленький Богдан капризничал и не слушался Марину.
«Для Данила был шок: как можно ребенку, который не слушается и балуется, купить велосипед? Он считает, просто так что-то купить нельзя — только за заслуги. Когда Данил в тот день уезжал от нас назад в детдом, то плакал от этой несправедливости».
Больше быть вместе
С мая Марине дали гостевую визу — теперь она может забирать Данила с ночевкой на выходные, праздники или каникулы. Это упрощает общение и снимает напряжение из-за постоянной спешки: не нужно стараться уложить встречу в три часа по регламенту детдома.
«Раньше Даня все время тянул время, когда было пора возвращаться в детдом: то шнурки долго завязывал, то вразвалку доедал торт — что угодно, чтобы не идти. Он готов был опоздать, но лишь бы лишние две-три минуты побыть у нас в семье», — вспоминает Марина.
Теперь, когда Данил остается у них с ночевкой, он получает поцелуи и обнимашки на ночь — так же, как и Маринины сыновья. Ему очень важен тактильный контакт, объясняет Марина. Но координаторы и психологи проекта порой предостерегают от рисков: слишком близких отношений и привязанности.
Ночевки проектом не предусмотрены, но некоторые наставники оформляют гостевые визы, чтобы чаще видеться со своими подопечными. Детдом и кураторы проекта идут навстречу.
Марина старается объяснить Данилу, где проходят ее собственные границы. В летний отпуск она его с собой не взяла: объяснила, что путевки были только на детей. Да и у Данила был свой отдых, он вместе с другими ребятами уезжал на два месяца в лагерь.
Сам Данил тоже не просит Марину забрать его в семью. Единственное, что ему нужно, — больше времени быть вместе.
Марина работает в компании по продаже программного обеспечения, воспитывает двоих сыновей и признается: выбивается из сил одна, когда муж работает вахтами на Дальнем Востоке. А главное правило для наставника проекта — быть в ресурсе.
Но периодически помощь Данила и сыновей, наоборот, выручает: троица закупает с ней продукты в магазине и спорит, кто понесет самый тяжелый пакет.
Мальчики ладят между собой — младшие считают дни, когда все вместе поедут за Данилом. Для них, уверена Марина, общение с Данилом дает большой скачок в воспитании и развитии.
«Они видят, как живут другие, многому учатся и лучше себя ведут. Даня для них, конечно, авторитет. Старшему сыну, которому восемь, он может сказать, как не надо себя со мной вести. Он вообще считает, что женщинам по жизни “достается”: работа, быт, дети, еще и “за мужем следить, чтобы много не пил”. Этот страх перед пьяными у него где-то в подсознании».
«Никто так не бежит ко мне»
Марина признается: проблем с Данилом никогда не было, он не подвел ее ни разу. Прикрикнуть на Данила ей пришлось только раз: когда пошли на речку, а тот вдруг не слушался.
«Я, наоборот, все думала и ждала, когда он уже будет не идеальным и послушным, а нормальным ребенком и проявит себя, — улыбается Марина. Помедлив, не без гордости добавляет: — Он даже ни разу не проматерился за все время, еще другим замечания делает».
Марина говорит, что Данил дает ей не меньше, чем она ему: учит радоваться мелочам, наслаждаться каждым мигом и счастьем. «За всю мою жизнь никто так не радовался встрече со мной, — рассказывает Марина. — Никто так не бежит ко мне и в таком счастье не плюхается рядом на диван, когда я приезжаю в детдом. Никто из моих родственников и друзей не вызывает у меня такие эмоции. Это другое».
Не все родственники и друзья понимают это Маринино «другое». К ее удивлению, самые продвинутые и передовые из них считают, что Данил или «принесет в дом негатив, заберет силы и энергию из семьи», или «испортит детей», или «обворует». Муж сначала тоже относился к затее Марины настороженно: не понимал, почему ей «мало своих». Постепенно, познакомившись с Данилом, стал проникаться.
Когда Марина стала наставницей для Данила, то рассказала об этом своим знакомым, и двое из них тоже стали наставниками. Марина и Данил договорились всегда быть вместе и продолжать общение после его выпуска из детдома.
«Его это успокаивает: он знает, что у него есть тыл».
Про будущее Данил пока не особо задумывается — в крайнем случае отец обещал устроить его к себе на стройку в деревне. Но Марина считает, Данил сможет достичь большего — а пока ему надо окончить школу. Не сбавляя повышенных оборотов.
***
Кураторы проекта очень довольны парой Данила и Марины: получилось точное совпадение по характерам и гармоничные отношения. Иногда им достаточно просто вместе помолчать в трубку.
В детдоме тоже радуются изменениям Данила в лучшую сторону. Прежде всего его большей открытости и контролю негативных эмоций. Психологи и кураторы проекта «Наставничество» соглашаются: социализация Данила вне детского дома проходит вполне гармонично.
«Марина смогла завоевать его доверие, — говорит психолог проекта Эльмира Шарипова. — Он внимательно слушает ее, наблюдает, копирует ее поведение в сложных ситуациях. Он и правда стал более уверенным и спокойным, менее агрессивным. Мир перестал быть для него враждебным, а он перестал нападать, обижать младших в детском доме. Раньше не мог общаться со взрослыми незнакомыми людьми, сейчас стал не бояться заводить беседу. Думаю, свою роль сыграли и спортивные достижения: с Мариной он научился кататься на коньках. Она же фокусировала его на том, что он спортсмен и поэтому призван не обижать, а защищать».
Сохранить эти отношения удается благодаря стараниям не только Марины, но также координаторов и психологов проекта. Они помогают вести переговоры с детским домом в трудных ситуациях, учат наставников выстраивать диалог с воспитателями и руководством детдома. Психологи общаются с сотрудниками детского дома и помогают снимать тревожность за детей, проводят тренинги и семинары для наставников о том, как вести себя в сложных ситуациях, когда дети не слушаются или нарушают границы.
Проект «Наставничество» реализует благотворительный фонд «Солнечный город» совместно с фондами-партнерами в 18 регионах страны, в Республике Башкортостан — с фондом «Наши дети». Впервые проект заработал в Новосибирске в 2014 году. С тех пор по всей стране появилось 707 пар, большинство из них общаются до сих пор.
Прямо сейчас наставников ждут около 120 подростков из Стерлитамака, села Петровского и Иркутска — на всех детей пока не хватает желающих стать наставниками.
Пожалуйста, поддержите проект «Наставничество» — средства нужны на работу психологов и кураторов проекта. Они подбирают и сопровождают пары на всех этапах проекта, помогают выстроить отношения с администрацией детских домов и местными властями. Каждому подростку из детского дома очень нужен рядом близкий человек — проводник во взрослую жизнь.