Мюнхен по своему даже красив, хотя не в моем вкусе.
Он разом провинциален и столичен, застрял где-то на середине между этими понятиями и никак не может разобраться, куда же ему надо двигаться. Пока идешь по центру с его дворцами и магазинами, куда простым смертным вход заказан, ты вроде как в … ну, сами понимаете. А сядешь в парке в пивной под открытым небом, где каждый голосит на свой лад, и все это веселье шумное, словно ты и не в Германии, где все углы ровно в девяносто градусов, а в какой-нибудь Италии, где человек человеку собеседник и собутыльник, если только, упаси Дева Мария, не болеет за неправильную футбольную команду.
На площади Одеонсплац велосипедисты и голуби, первых больше. Туристы. Мало туристов. Почти никого. Только мы небольшой компанией шагаем, старательно выбирая путь через тень: жарко.
Много лет назад тут встретились два человека. Одного из них звали Михаэль Рихард Пауль Людвиг фон Годин. А второго - Адольф Гитлер. Фото Михаэля я не нашел, а фото Адольфа публиковать мне неприятно. Михаэль был начальником полиции Мюнхена в неполные тридцать лет. Адольф в те же неполные тридцать был ветераном Первой Мировой войны и основателем НСДАП, которая к тому времени уже стала одной из влиятельнейших партий в Баварии.
В ноябре Адольф организовал то, что потом назвали “Пивной путч”. Что было, в общем-то, тем, что в понятие “путч” обычно вкладывают: попыткой вооруженного захвата власти. А Михаэль делал то, что полагалось по должности: защищал закон. Поэтому полицейские Михаэля открыли огонь по штурмовикам Адольфа, убили шестнадцать из них и путч разогнали. Четверо полицейских при этом погибло потому, что люди Адольфа были вооружены.
Адольф при первых звуках стрельбы бросился на землю. Адольф был опытным солдатом и знал,что стоять в полный рост под огнем опасно. Михаэль, как я понимаю, под огнем не был. Он командовал полицией.
Все кончилось не так плохо для Адольфа и Михаэля. Адольф отсидел в тюрьме вместо пяти лет по приговору только девять месяцев, написал за это время “Майн кампф”, вышел на свободу и пришел к власти законным путем. После чего утопил полмира в крови. Михаэля после прихода Адольфа к власти отправили на перевоспитание в Дахау, когда там еще не очень убивали людей, потом выпустили и он сбежал в Швейцарию. Вернулся Михаэль в Германию только в 45-м, и снова стал начальником полиции вначале Мюнхена, а потом и Баварии, вышел на пенсию и умер в приличном возрасте в 1982-м году.
Вот, в общем-то и все. Мы прошли через Одеонсплац, и он не произвел никакого впечатления. Почти пустая скучная площадь.
Я думаю о роли личности в истории и о том, что было бы, будь один из полицейских Михаэля чуточку более быстрым или чуточку более метким. А Одеонсплац остался бы скучной площадью без каких-либо исторических ассоциаций. Может быть, мы бы тогда задержались, чтобы сделать еще пару фотографий.
© Юрий Супоницкий
Фото скомпилировано из исторической фотографии пивного путча и собственной фотографии автора.