— Дмитрий, расскажите, что вами двигало, почему решили написать книгу, почему именно сейчас?

— Ну, до определенного времени просто было рано. Я, по крайней мере, для себя не понимал, о чем именно писать. Набралась какая-то критическая масса знаний, которая постепенно стала принимать форму. У меня был опыт в большом количестве разных бизнесов, и вдруг я увидел паттерны, которые очень схожи. Нечто, всегда присутствующее, независимо от бизнеса, его направления. Мне потребовалось время, определенная масса знаний и целая серия бизнесов для того, чтобы обнаружить эти закономерности и облечь их в конкретные фразы, инструменты, рекомендации и так далее.

Книга настолько систематизировала мой взгляд на мою же жизнь, на мои процессы, на всё, что я делал. Проговорив и написав все свои мысли, я понял, что они превратились в правила, какие-то очень элементарные, но крутые инсайты. Теперь я своим людям просто говорю: «Делаем вот так и так». Не задумываясь! Книгу можно было написать только для себя, и уже было бы достаточно. 

А второй фактор — мне исполнилось 50 лет. Возможно, именно сейчас происходит какое-то психологическое переосмысление, понимание — где ты и куда пришел. Что дальше? По сути «полтинник» — это состояние на грани: вроде бы конец дороги, люди в 55 раньше уходили на пенсию. Уже всё! Рабочий цикл заканчивается как таковой.

Я же только сейчас, неожиданно для себя самого понял, что с одной стороны книга — это некое обобщение пройденного пути, а с другой — новое начало. Я был в шоке, когда, еще не продав еще ни одного экземпляра, увидел, какие двери открыла для меня эта книга. Какое количество людей пришло, которые просто узнали про нее, какое количество инвестиций они принесли. Произошел сдвиг моей реальности.

То есть, ты встречаешься с серьезными людьми, с которыми нужно договориться. Светит какая-то крупная история, совместное дело. Ты говоришь: «Ну, и вот вам моя книга в подарок». И разговор разворачивается вообще по-другому! Уровень доверия просто в небо улетает. Ты становишься в их глазах небожителем.

Я слышу отличные отзывы от многих людей, которым нет причин мне льстить. Это действительно результат «переформатирования» себя. Теперь я советую партнерам, коллегам делать подобные вещи, потому что такая попытка написать «конспект» своей жизни и собрать воедино пережитое, поменяла меня. Еще толком не выйдя «в люди», книга изменила мою жизнь.

— Переживаете взрыв эмоций, воодушевление? Готовность начать что-то новое?

— Это с одной стороны. Да, пришли идеи для следующих бизнесов, но в то же время, книга позволила мне как-то спокойнее относиться к этому процессу и понимать, что все эти знания во мне есть, они никуда не денутся. Допустим, 20 лет назад, когда я начинал, и сейчас, когда я начинаю — входной уровень колоссально другой. Пришло понимание: если я ТОГДА смог, что я смогу сейчас! Да, это можно назвать и воодушевлением, и спокойной уверенностью.

— В вашей книге много советов по выживанию в непростые времена, собственно, она и называется «Управляя кризисом». И возникает вопрос: насколько кризисом вообще можно управлять, учитывая, что это вещь непредсказуемая и хаотичная, как ураган?

— На самом деле кризисом невозможно управлять, в этом-то и суть. К кризису можно быть готовым. Можно, постоянно меняя дороги, от кризиса уходить. Если даже он пришел, то ты уже во всеоружии, или он уже слабый. Потому что ты не идешь в лоб на него, ты всё время находишь какие-то альтернативные дороги, предполагая, откуда он может прийти. И именно поэтому ответ здесь: кризиса не избежать, он все равно придет. И он нужен, он — счастье! Если это кризис массовый, он убьет слабых и расчистит тебе дорогу, закалит тебя. Ты выйдешь обновленный «на той стороне». Главная задача — не оказаться слабее кризиса, не помереть в пути, пережить его, и пережить наилучшим образом. Потому что это эволюционный путь.

— Вы говорите о том, что нужно искать обходные пути, но при этом не избегать кризиса, а закалять в себе готовность ему противостоять…

— Да. Представьте себе причинно-следственную цепочку событий, как в фильмах, где время отматывается назад: если сделать так, получится это, а если вот так — ветка событий пойдет по-другому. То есть, «управляя» кризисом мы, на самом деле создаем обходные пути, иные реальности для себя, если хотите. 

В моей книге описаны типичные сценарии любого кризиса, которые происходят циклично. Я, естественно, не знаю всех кризисов этого мира, но из того, что видел сам, четко выделил циклический процесс. Чисто из своего опыта. Что ты должен делать, когда кризис пришел? Если ты не в эпицентре, а где-то с краю, он тебя чуть-чуть «цепанет», и ты уже будешь готов, — там, в этом урагане у тебя будет временное убежище — пересидеть, отдышаться. То есть, первое — ты замечаешь ураган еще на подлете, второе — находишь обходные пути, которые уведут тебя из эпицентра и третье — ты строишь защиту, чтобы не дать себя сожрать. 

Но, опять же, кризис он для всех кризис. Бывает, что кардинально меняются рынки, конъюнктура, потребность в людях. Приводя в пример мои бизнесы, Plesk выжил по одной-единственной причине — у нас была очень дешевая рабочая сила. Нам, чтобы пробиться, не нужно было зарабатывать очень много. Мы, в принципе, могли взять маленькую часть рынка и при этом хорошо себя чувствовать. А вот большие «монстры», которые могли нас сожрать, сдохли сами: им не хватило еды. И когда они сдохли, вся «еда» стала моя. Мы пересидели в убежище и всех победили. 

— Вышло прямо, как с динозаврами…

— Абсолютно! Всему свое время, да. Разные факторы дают совершенно разные результаты. Поэтому «управлять» — значит понимать, ЧТО будет и готовиться. Задача номер один в кризисе — хотя бы выжить.

— Как математик, хорошо знакомый с теорией вероятности, как вы считаете, сколько кризисов и эпических провалов нужно пережить предпринимателю, чтобы в конце концов добиться успеха?

— Если, опять же, говорить о себе, то моя статистика очень какая-то крутая. Но у меня внутри компании Innalabs происходило разное. Я трижды был готов ее закрыть. Три раза я сажал народ и говорил: «Ребята, все, точка. Конечная, выходим!». Но буквально на следующий день происходило событие, которое разворачивало ситуацию на 180. Я каждый раз вспоминаю — мне казалось, что Господу было угодно, чтобы мы жили, чтобы именно эта компания — была.

Да, были потери, погибал проект, который можно воспринять, как отдельную компанию. И я думаю, что математической формулы тут нет на самом деле. Мне нравится фраза, что опыт — это такая штука, которая приходит сразу после того, как она становится не нужна. Вот примерно из этой серии. 

Поэтому, сколько у вас будет провалов перед успехом — не скажу. 

— Но провалы — неотъемлемая часть успеха, поэтому, наверное, где-то поровну? Успех, провал, успех…

— Я общаюсь с Игорем Рыбаковым, недавно он позвал меня быть мастером в его академии, читать курс. Так вот, у него очень интересная теория. Одна из тем курса звучит так: «Ошибайся лучше». Понимаете, да? То есть, ошибка — есть урок, знание. А если ты пришел в этот мир не за знанием и не за опытом, то за чем вообще? И кто сказал, что удачный опыт или позитивный результат — лучший учитель, чем негативный? Абсолютно не факт. Вот, собственно говоря, это и является ключевым параметром успеха — насколько «хорошо» ты ошибался. 

У нас, честно говоря, еще культурный код кривоватый: раз ты ошибся, значит ты дебил и лузер. Недостоин, не умеешь, не можешь. И люди боятся сделать ошибки. Но именно такая установка парализует мозг. Она парализует твои действия. Ты живешь в страхе, потому что не понимаешь — если ты сделал и ошибся, ты как минимум поменял точку зрения и подход. Ты на самом деле стал лучше.  

И если это осознать, то в какой-то момент тебе становится по фигу, кто там что о тебе думает. Ты перестаешь жить в рамках штампованных стереотипов и получаешь свободу. Через ошибки. 

— В процессе творческой работы над книгой у вас изменилось отношение к тому, чем вы занимаетесь? Ваши личные ценности, взгляды? Расскажите о самых неожиданных инсайтах.

— Подсознательное стало сознательным. Ну, например, я хотел делать жизнь других людей лучше. Вот буквально. Будь это семья, родители и все люди вообще. Делая продукт и зарабатывая на нем, я всегда думал: а кому от этого станет лучше? Вот я в этом мире был, я что-то сделал, а мир лучше стал? Поэтому никогда не мог пойти в бизнесы, связанные с алкоголем или сигаретами. Я это в себе осознал на глубинном уровне — все, что связано с разрушением, — не моя история.

Второе — психологическая трансформация. Я никогда не думал о деньгах. У меня не было настолько огромной идеи, ради которой нужны были бы огромные деньги. Соответственно, приходя, они уходили — я не понимал, почему. Сейчас я для себя понимаю, зачем мне миллиард. Я знаю, куда его потратить.

Говоря о моей эволюции, — пришло понимание своего предназначения. Я наигрался с определенными вещами из серии «дайте мне, дайте». Сейчас есть ощущение, что все правильно делаю, что так и надо.

— Многие предприниматели говорят, что не существует идеально подходящего времени, чтобы начать свой бизнес. Как в том анекдоте: «зеленее уже не будет». И всё-таки, какие главные факторы вы бы выделили в плане готовности/ неготовности предпринимателя? Вот «сейчас пора» или «нет, нужно еще подумать подождать» …

— Представьте себе 1929 год, США, великая депрессия. Все бизнесы дохнут направо и налево, а у одного чувака, который мастерит мебель, все прет в гору. Отправили к нему корреспондента узнать, в чем дело. И выясняется, что этот мастер — польский эмигрант. По-английски не говорит, газет не читает и совершенно не в курсе, что кризис в стране. Вот и весь секрет.

Всё от человека зависит. Не важно, какое время — зима, лето, война на дворе или экономический рост. Вообще ничего не имеет значения, кроме желания что-то делать. Ты можешь находиться в падающем самолете и последние минуты заниматься любимым делом, понимая, что ты и так не вечен, и будь что будет. А можно получить инфаркт от страха и умереть, не достигнув земли. Всё субъективно. 

И любой человек, который мне говорит: «Ну, вот, не получится потому-то...» и дает внешнюю причину, я даже не хочу знать, какая это причина. Ты просто не берешь ответственность, а она и так твоя! У тебя все есть, ты прямо сейчас владеешь всем, что нужно. Это просто вопрос твоего мировоззрения и решения — делать или нет. Время всегда хорошее, если ты готов. 

— Сейчас, уже имея писательский опыт, возможно, вы привнесли творческие ноты в профессиональную деятельность. Стали больше рефлексировать, прислушиваться к себе?

— Однозначно да. Творческий процесс, он научил меня тонко анализировать всё происходящее. Появляются новые выводы, ты прислушиваешься к своим ощущениям. 

Это как дипломная работа. Вот у тебя есть университет, ты его заканчиваешь и пишешь диплом. Книга — моя дипломная работа по прожитой жизни. Я советую людям, которые прошли определенный путь, проделать эту работу, увидеть то, что раньше не замечали. Когда ты начинаешь писать, в голове все звучит по-другому. Ты вытаскиваешь это наружу, на бумагу, и видишь, что это выглядит вообще иначе — неожиданно, незнакомо и просто не так, как ты думал. Похоже на психотерапию. От чего-то освобождаешься навсегда, от какой-то боли. Потом вдруг понимаешь: сколько же всего я сделал! Почему я думал, что недостоин? 

Ведь, когда я только задумывал книгу, спрашивал себя: «А кому вообще это надо?» Сейчас мне говорят люди: «Как круто, что мы это прочитали!» И у меня это чувство недостойности прошло. Я сказал себе: «Слушай, а ты вообще клевый чувак на самом деле!». И это очень важно для человека.

— Избавились от «синдрома самозванца»?

— Да! И оказалось, что он так во многом выражается. Даже в том, как ты к людям приходишь, как разговариваешь. Всё время кажется, что они — да, великие, а ты-то кто такой? Но мы меняем себя сами. Мы, конечно, родом из детства, но, если у тебя ума хватило, ты себя перевоспитал по дороге, смог созидать. Значит, от ложной скромности пора избавиться, потому что это не скромность, а низкая самооценка. Ты не лузер, когда прошел череду ошибок, наплевал на всех и в итоге победил. Лузер тот, кто не попробовал.