Меня зовут Марина Бабурова. Я - основатель проекта «KulturEda». Он о культуре и еде. Да, именно так! Это то хобби, то увлечение, которое постепенно и уверенно перерастает в бизнес. Хотя, скажу честно, слово «бизнес» пока немного смущает: сложно его ассоциировать с проектом «о культуре»
- Но, так или иначе, это бизнес. Расскажите о сфере, в которой вы работаете, о формате.
- Наш формат развлекательно-познавательный. Хотелось объединить лёгкую форму: посещение ресторана с лекцией о культуре. Формат позволяет создать условия для гармоничного сочетания информации о культуре, гастрономических традициях, с дегустацией блюд и вин. С нами работают лекторы, преподаватели ВУЗов, кураторы музеев, которые глубоко знают тему и готовы о ней рассказывать. Искусствоведов, знающих материал много, но вот лекторов, способных зажечь людей так, чтобы они на это два часа забыли о своих делах – таких мало.
- Расскажите, о чем именно ваш проект?
- «Ужин со смыслом» - это лекция с ужином. Мы собираемся с гостями в красивом зале, садимся за столы и слушаем выступление яркого лектора. Стараемся, чтобы впечатление сложилось из трёх составляющих: интеллектуальная, гастрономическая, эстетическая. Мы слушаем лекцию под вкусный ужин, специально приготовленный для нас. Меню разрабатываем с шеф-поваром в соответствии с тематикой лекции. Например, лекция о Сальвадоре Дали «Испанские страсти» сопровождалась испанской кухней и дегустацией испанских вин по классификации Сальвадора Дали (по его книге «Вина Галы»). Вина он различал не по тому, из какого сорта винограда они произведены, из какого региона, сколько в них танинов, какая кислотность, как сомелье обычно рассказывает, а по эмоциям, которые они вызывают. Так, к «винам наслаждения» он относил божоле и португальское «зеленое вино», в число «щедрых и великодушных» входили мускаты и портвейны, а к «фривольным» относились игристые вина. Такая классификация пришлась по вкусу гостям.
Чуть не забыла важную составляющую: на наших мероприятиях обязателен дресс-код! Повод нарядиться – приятное дополнение вечера. Гости с удовольствием поддерживают это правило. На испанском вечере, например, все были одеты в черное и красное. У всех были эффектные аксессуары. Это все, конечно, создает настроение.
- Продолжим. Вы приглашаете людей и проводите для них лекции с дегустацией вин и блюд. Москва – город, насыщенный мероприятиями. Всегда можно выбрать, куда пойти, на что посмотреть и где поесть. Кто ваши партнеры?
- Москва, конечно, изобилует разными площадками и ресторанами. Но найти партнеров на мероприятие, вроде нашего, нелегко. Чтобы разработать меню, которое нам необходимо, чтобы договориться с шеф-поваром, с владельцем заведения, я трачу много времени и сил.
Я их хорошо понимаю, потому что с финансовой точки зрения, это им невыгодно: ведь ради одного мероприятия, если даже оно очень интересное, приходится тратить время на разработку уникального меню. Хорошо, например, если это тематический ресторан - испанской или итальянской кухни, и там не требуется специального подхода для приготовления блюд к Испанскому или Итальянскому ужинам .
А если это ужин «Вселенная Гарри Поттера», где мы разрабатывали специальное меню с шеф-поваром, тут немало сил пришлось приложить. К счастью, мне повезло: шеф-повар ресторана, так же загорелся идеей воссоздания меню из книг Джоан Роулинг!
- Потрясающе интересно! Я бы пошла.
- Очень интересно, да! Мы нашли «Кулинарную книгу Гарри Поттера». Более того, пришлось обратиться к профессору МГУ, консультироваться по вопросам английских кулинарных традиций. Ведь информация, доступная в интернете, не всегда достоверна, гастрономических мистификаций предостаточно, и перевод на русский язык может внести свои «коррективы», нужно было знать нюансы английского языка и английских понятий в целом. Благо есть специалисты, к которым можно обратиться. В процессе подготовки того же Ужина «Вселенная Гарри Поттера» мы изучили английскую кухню и составили меню в соответствии с вековыми традициями. Пришлось привлечь даже детей, которые успели подрасти со времени выхода книг, в том числе мою старшую дочь, которая читала «Гарри Поттера» взахлеб в детстве. Сейчас ей 20 лет, и она настоящий специалист «по Гарри Поттеру»!
- Подросли специалисты!
- Да. Мы ориентировались на «Кулинарную книгу Гарри Поттера», где упоминается, например, любимый десерт Гарри Поттера - Тарт с патокой – на ужине с таким-то героем. А дети, наизусть знающие книгу, заявляют: «Там этого не было!» В итоге мы находили первоисточник, брали книгу на английском языке, смотрели что и как там называется, что поменялось при переводе на русский, почему это называется так, а не иначе. Консультировались в МГУ на кафедре иностранной литературы, общались со специалистами. В общем, это увлекательный процесс. И если говорить о хобби, то данный процесс занимает все мое время. И каждая наша тема требует глубокого погружения.
- Марина, расскажите о себе. Кто вы по образованию? Как случилось, что вы пришли к этому виду деятельности?
- Первое мое образование - учитель русского языка и литературы. По нему я совсем немного работала в школе, буквально год-два. Наверное, все нереализованное в преподавании литературы, сейчас проявляется в подготовке к ужинам. Например, у нас была тема «Еда в жизни и творчестве Гоголя». Это был чудеснейший, интереснейший ужин. А впереди – Чехов и Достоевский!
Позже я училась в Государственном Университете Управления, получила образование в сфере финансового менеджмента. А потом в Институте культуры, на факультете рекламы и PR. Но с особым рвением и интересом изучала гастрософию в МГУ им. М.В. Ломоносова на курсе «Прикладное регионоведение. История и традиции гастрономической культуры регионов мира».
Много лет работала, управляя коммерческой недвижимостью. Был в моей жизни и семейный бизнес: небольшое кафе. Параллельно занимались развитием интернет-магазина товаров для экстремальных видов спорта. Но семейный бизнес распался после развода.
- Сколько существует проект «KulturEda»? Сколько мероприятий вы провели за все время?
- Проекту исполнилось два года. Мероприятия проходят 1-2 раза в месяц. Нас немного затормозила пандемия. Развитие проекта как раз пришлось на эти два года эпидемии. Но мы успели провести более 15 мероприятий.
- Вы повторяете свои лекции, проводите дважды одно и то же?
- Изначально такого не было. Но в августе был потрясающий лектор Олег Грознов и интересная тема: «Вся правда об «Алисе в стране Чудес» для взрослых. И столько было желающих, что мы не смогли пригласить всех на первую лекцию, поэтому мероприятие повторили. Скорее всего, повторим лекцию о Врубеле. Очень много желающих - ценителей художника, которым не удалось попасть на ужин, посвященный творчеству Врубеля.
- Расскажите, а из чего состоит процесс подготовки вашего вечера «Ужин со смыслом»? Как рождается идея?
- Хочется вспомнить стихотворение: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…». Здесь, конечно, совсем не сор. Мысли, мысли, мысли. Иногда я встречала лектора, который цеплял, и мы начинали смотреть, какие у него есть лекции или придумывали новые. Вынуждена признать, что я ориентируюсь, в первую очередь, на то, что интересно мне самой. Но и гости высказывают свои пожелания, это очень ценно. Список тем очень разнообразный. У нас бывают лекции не только о живописи и литературе, но и о кино. Одна из тем называлась «Король страха – Альфред Хичкок». Было непросто! Нужно было подготовить специальное меню. Мы ориентировались на фильмы самого Хичкока, на книги о Хичкоке. В книге «Мотивы Хичкока» Майкла Уокера есть главы «Еда и брак», «Еда и секс», «Еда и убийство», «Еда и вина». Он такой благодатный персонаж, мы составляли меню по его собственным воспоминаниям, по его публикациям, по тем обедам, которые он вместе со своей женой готовил.
Он был гениальным режиссером и человеком с хорошим юмором. Даже меню для своих гостей оформлял «в своем духе»: «Фаршированные трупы в пикантном соусе», «Свежеотрезанные дамские пальчики». Не зря он признанный мастер жанра «Хоррор».
Иногда на идеи наталкивают мероприятия, проходящие в Москве. Всевозможные выставки или юбилейные даты. Сейчас, например, проходит выставка Михаила Врубеля. И мы точно не могли обойти эту тему стороной, потому что это знаковое культурное событие, уникальная выставка. Вот у нас был и еще будет ужин «Михаил Врубель: сказки Серебряного века».
- Вы мне рассказали про то, как рождается идея. Теперь расскажите, из чего состоят этапы подготовки.
- Сначала ищем площадку, которая будет соответствовать уровню мероприятия. Ищем зал в хорошем месте, желательно в центре города, чтобы была удобная локация. И чтобы была кухня хорошая, и чтобы была возможность привезти свой специфический алкоголь для сопровождения. Это требования к площадке.
Дальше очень важный фактор, какая будет тема вечера, чтобы было понятно, как это связать с гастрономией. Тут к обсуждению подключается шеф-повар. Если ресторан тематический, то это облегчает ситуацию, если нет – выясняем, что можно сделать. Стараемся выбрать хоть что-то из того, что есть в меню, чтобы меньше напрягать ресторан. Но иногда приходится начинать разработку меню «с нуля». Так было для тем «Хичкок» и «Гарри Поттер».
Вот, 17 ноября у нас будет потрясающая тема: «Зачарованные, ведьмы, заклинания и произведения искусства». Уникальный лектор! Потрясающая, редкая тема!
Лекция с ужином пройдет в отеле «InterContinental» на Тверской, 22. Ужин пройдет при поддержке членов Клуба лидеров - Татьяны Веллер, Анастасии Лебедевой, Аллы Комиссаровой.
Татьяна помогает с площадкой, прекрасным залом в отеле. У Анастасии уникальная пивоварня «ONE BREW». Ужин будет сопровождаться дегустацией пива. Мы будем разрушать стереотипы, что пиво хорошо только «к сосискам». А Алла обещала удивить шоколадными тематическими сувенирами из своего шоколадного ателье La Princesse. Обязательно будет дресс-код: если не костюм, то хотя бы аксессуары. Если у гостей их не будет, то я обеспечу их шляпками и волшебными палочками.
Эта лекция о том, как менялся образ ведьмы на полотнах художников, начиная со Средневековья. Как можно было понять, что на картине изображена ведьма, что об этом свидетельствует, какие знаки, что значило «быть ведьмой», как ведьмами становились, какие обряды инициации должна была пройти женщина, чтобы стать ведьмой, и были ли мужчины ведьмаками. Выясним, откуда появился стереотип, что в Европе мало красивых женщин.
- Сложно договориться с площадками в Москве? Как вы это делаете?
- Да, очень сложно. Я мечтаю найти постоянную площадку на долгий срок, ресторан, которому будет интересен сам проект. Надеюсь найти тех, кто загорится идеей проводить подобные культурные мероприятия.
Сейчас мне приходится объезжать, обходить ножками 10-15 точек. Если ты приходишь с улицы, не по знакомству и не по рекомендации, то тебя встречает менеджер. Менеджер кивает головой, говорит: «Да, да, да», – и дальше информацию не передает.
Идеей «Ужинов со смыслом» может загореться, как мне кажется, только владелец ресторана, отвлечься от сиюминутной выгоды, почувствовать перспективу, имиджевую или репутационную составляющую, или интерес к подобному формату.
- Не могу не спросить вас про Клуб лидеров. Что вас связывает с этой организацией? Почему вы среди членов Клуба лидеров?
- О клубе лидеров я знала несколько лет. Друзья рассказывали. Но когда я услышала о культурных проектах клуба и международном сотрудничестве, я очень сильно воодушевилась. Летом была поездка в Италию, миссия которой заключалась в создании культурологической ассоциации «Suvorov foundation» для продвижения российской культуры за рубежом.
Меня сильно поразил подход! Это не просто «корпоративное мероприятие с выездом» этому событию предшествовала большая работа, работа с архивами, взаимодействие с музеями. Это серьезно и мне близко, это восхищает, и хочется быть в рядах таких людей.
И руководство клуба, и одноклубники не делят членов клуба на «стареньких, заслуженных» и «новичков», по крайней мере, я, как новенькая, не чувствую этого, наоборот, в полной мере ощущаю поддержку и дружеское расположение членов сообщества.
Сильное окружение для разностороннего развития. И для бизнеса, и для личного развития. Иногда ни на что не хватает сил, но ты приходишь на любое мероприятие клуба - на встречу со спикером или выездное мероприятие- встречаешься с ребятами, и у тебя заново отрастают крылья, хочется бежать и срочно что-то делать, потому что энергетика там необыкновенная! Люди, буквально, заряжают!
- Я хочу закольцевать тему и вернуться к вашему главному проекту. Всех бизнесменов я спрашиваю о перспективах. Сделайте, пожалуйста, и вы прогноз относительно своего бизнеса.
- Я думаю, что уже в следующем году буду проводить не одно мероприятие, а как минимум два-три в месяц. Первый год приходилось все время вкладываться. Во второй пандемийный год, если выходила «в ноль», или появлялась небольшая прибыль, это было здорово. В следующем году, надеюсь, что это уже будет, пусть небольшая, но постоянная прибыль.
Тут важно отметить, что я много не инвестировала в свой бизнес. Я приняла решение, что это будет пусть медленное, но без больших финансовых вложений, а значит без рисков. Возможно, в следующем году я приму иное решение, все-таки вложиться в этот бизнес - в маркетинг, рекламу, обновление сайта.
- Делаем прогноз?
- Делаем прогноз на развитие, на увеличение количества мероприятий в два раза. И на рост количества гостей, которые приходят периодически, а не случайно зашли один раз.
- И в самом финале: кто ваша аудитория? Кого вы ждете на своих лекциях?
- Аудитория у нас очень знающая, большинство гостей своими глазами видели шедевры архитектуры и живописи по всему миру. Я жду всех, кто разделяет мои взгляды, кто готов впечатляться, вдохновляться, делиться своими эмоциями с друзьями, людей ищущих и любознательных.
Так хочется видеть на лекциях тех, кто живет и дышит полной грудью!
Интервью подготовила Мария Маханова