- Артем, как называется ваша компания, и как давно она существует?

- Компания называется «Qummy». Начала свою деятельность в январе 2020 года, и за это время мы создали ряд инновационных технологий в производстве продуктов питания.

- Давайте начнем с самого начала. Чем вы занимались раньше, какое у вас образование?

- Образование не связано с тем, чем я сейчас занимаюсь. Я офицер, окончил академию МВД, и некоторое время проработал в правоохранительных органах. В 2007 году я ушел из органов и начал заниматься бизнесом.

Я открыл консалтинговую компанию -консультировал политиков и топ-менеджеров компаний по проведению эффективных переговоров. Специализацию по переговорам я получил еще будучи в подразделении по борьбе с терроризмом. Я - профессиональный переговорщик.

Фотограф: Алена Бжахова
Фотограф: Алена Бжахова

Потом вернулся в родной город Армавир. Мне предложили сначала провести тренинг для сотрудников отдела продаж местной телерадиокомпании. А позже собственник предложил мне эту телерадиокомпанию возглавить. Я это сделал, быстро вывел бизнес на целевые показатели, и позже с этим же собственником телекомпании мы открыли фитнес-центр, который стал лучшим в городе.

С другим компаньоном мы открыли ресторан. Меня эта тема всегда интересовала, потому что мой отец - технолог общественного питания. Я с детских лет в этой среде. Отец очень интересно рассказывал о том, как химия работает в блюде, какие там процессы происходят. Поэтому для меня приготовление еды всегда было каким-то мистическим волшебством.

Влияние отца сказалось, я открыл ресторан и за максимально короткий срок привел его к окупаемости. Потом стал все больше погружаться в эту сферу. Тема общественного питания увлекла меня с головой. Рос опыт, а вместе с опытом росла экспертность. Меня начали приглашать различные компании в качестве эксперта. Умения, полученные в спецподразделениях, а именно: быстро анализировать диспозиции, понимать сильные и слабые стороны, балансировать ресурсы для достижения цели, переключать мышление со стратегии на тактику и обратно, применяя нестандартные подходы к решению задач - оказались очень востребованы в бизнесе.

Я параллельно учился, ездил на различные курсы: стратегическое управление, гибкие системы управления, нейромаркетинг. Постоянно развивался и консультировал, но параллельно мое внимание цеплялось за глобальные проблемы человечества.     

- Например?

- За последние 100 лет человечество выросло в 8 раз, нас уже почти 8 млрд. Это о чем говорит? О том, что мы довольно скоро столкнемся с кризисом питания - ресурсов не будет хватать. И сразу приходит мысль: что я могу в этом плане сделать, могу ли я на это повлиять и как? А потом мне на глаза попалась статья, где говорилось о том, что перепроизводство мяса на планете по разным оценкам составляет около 20%. Что это значит? Это значит, что мы производим больше, чем потребляем. А что такое мясо? Это вырубленные леса и большой урон экологии из-за выделения парниковых газов. То есть, 1 кг говядины производит в районе 29 кг парниковых газов. Из-за этого меняется климат на планете.

Что я могу сделать? Это для меня стало настоящей глобальной головоломкой.

Фотограф: Алена Бжахова
Фотограф: Алена Бжахова

Я видел два варианта решения. Первый: создавать нечто альтернативное. Производятся же альтернативные белки, растительное мясо. И второй вариант: оптимизировать, то есть посмотреть на существующие цепочки и ответить себе на вопрос «что мы делаем не так», и что можно оптимизировать.

И вдруг я, как предприниматель, увидел «возможность»! Она, собственно, заключается в том, что здорово было бы иметь такую технологию, которая сохраняла бы продукт без потери качества на долгий срок. И начал эту технологию искать. Я был уверен, что она уже существует. Один человек мне рассказал о существующей на рынке технологии заморозки, и исследования мои стали развиваться в этом направлении.

Мы быстро поняли, что топовая технология по заморозке, которая существует на планете, проблемы не решает. Она, например, не может замораживать крахмалы, а также молочные белки, потому что при заморозке они разрушаются. Если вы, например, заморозите картофельное пюре по этой технологии и потом выведете его из состояния льда, то получите порошок - несъедобное, неприятного вкуса и вида блюдо.

Я допустил мысль, что все существующие сейчас технологии заморозки, которые есть на планете, были созданы для того, чтобы перевозить и просто хранить ингредиенты. Ну заморозили и заморозили, хранятся и хранятся. И никто не думал о сохранении готовых блюд и продуктов. Тогда ракурс сместился: мы стали искать инженеров в Китае, Европе, Бельгии, так как я подумал, что в России не смогу никого найти. В итоге нашел у нас.

В Краснодаре ко мне подошел знакомый и говорит: «Ты ищешь инженера. У меня товарищ работает в «Газпроме». Я не знаю ничего, что он не может сделать». Я подумал: «Питание и «Газпром» - какая связь?» Но почему-то согласился встретиться. Им оказался краснодарский изобретатель Алексей Кислун. Он стал полноценным партнером, возглавляет RnD-отдел. Очень скромный человек, но у него порядка 82 патентов на данный момент, постоянно появляются новые идеи, в год он регистрирует по 4 патента. У него мозги настоящего изобретателя. Я ему рассказал о проблеме, он начал активно ее изучать, потом говорит: «Слушай, я попробую».

Затем к нам присоединился Евгений Писарев - третий партнер, фаундер и  CEO  компании, отвечающий за экономику проекта.

И в итоге мы собрали команду R&D из 7 человек крутых инженеров и технологов из трех разных сфер науки и производства: морозильное хранение, пищевое производство, технологии СВЧ. И придумали-таки технологию!

Наша технология позволяет производить еду там, где она произрастает и дешево стоит.

Вот, например, суп «Том Ям», который производится в Таиланде. Мы как делаем: везем ингредиенты в Москву, а это далеко, и какая-то часть ингредиентов по дороге пропадает. Еда становится дороже, пока доезжает, и теряет в качестве. А теперь представьте: блюдо готовят местные тайские повара, которые из поколения в поколение готовят этот «Том Ям», из идеальных продуктов, выросших и дешево стоящих в Таиланде, а у нас он оказывается через 30 дней, но не теряет в качестве вообще, остается идеальным. И мы можем есть это идеальное блюдо!

- Звучит, не спорю, заманчиво. Сразу захотелось «Том Ям», но причем здесь экология и парниковые газы?

- Если такое питание и наши технологии «войдут в жизнь» и станут настолько же обычными, как стиральные машинки, то мы очень сильно поможем экологии планеты. Потому что логистические цепочки сократятся по меньшей мере в шесть раз, то есть сократится и углеродный след.

Еще один фактор влияния на экологию: пластиковые пакеты! Если вы постоите 20 минут около кассы в любом супермаркете, то увидите, сколько пакетов, контейнеров, разной упаковки человек забирает с собой домой. Огромное количество! И у этой упаковки задача одна - донести ингредиенты из магазина домой и через 30 минут оказаться в урне.

А теперь представьте, у вас дома или на работе рассчитанный вашим диетологом рацион питания, состоящий из прекрасных ресторанных блюд, приготовленных в разработанной нами печи, которая сама понимает, какое блюдо в нее положили.

Это значит, что вы все эти пакеты не принесете домой, что 30% продуктов, которые вы купили, особенно молочку и мясо, не будет отправлено в урну, потому что пропало. Это значит, что вы не потратите час времени в пробках и еще час у плиты, вместо того, чтобы побыть с любимым, со своими детьми. Вы не только вкусно поедите, но и поможете экологии планеты!

Полтора года назад о нас еще никто не знал. Сейчас мы представлены в 34 городах, в двадцати двух регионах нашей страны. Самые дальние точки, куда мы поставляем нашу продукцию из Краснодара – это Якутск и Калининград. Нас отобрали в Кремневую долину, в топовый акселератор.                          

- В Кремневую долину за инвесторами поехали?

- Мы инвесторов тогда еще не искали. Сейчас они сами к нам стучатся.

Мы подали заявки, рассказали о своей технологии, отправили презентацию в несколько мировых акселераторов. Есть топовая школа, которая прокачивает стартапы. И вокруг этой школы сосредоточен пул из тысяч инвесторов, так как этой школе доверяют, там внимательно и жестко верифицируют стартапы. То есть, если вы расскажете о какой-то технологии, но у вас не будет подтверждения, то вас туда никогда не пустят. Если у вас действительно запатентованная технология, и она дает экономический эффект, эту технологию аналитики школы обязательно проверяют и приглашают инициаторов.

- Как называется акселератор?

- Называется «Alchemist Accelerator». Есть два крупнейших в мире акселератора, куда стремятся все стартапы мира: «Y Combinator» и «Alchemist Accelerator». Лучше в мире нет.

- Расскажите подробнее о стартапе

Qummy – это FoodTech стартап, который создал ряд инноваций. Первая - это система приготовления блюд «Умный лед». Фактически это искусственный интеллект, который понимает, какие ингредиенты в каких блюдах должны правильно друг с другом сочетаться на уровне химии для наиболее эффективной заморозки. Чтобы, когда их выведут из состояния льда, вы не отличили, только что приготовленное это блюдо или хранилось 180 суток.

Вторая часть технологии - специальное оборудование по заморозке. Это такой специальный шкаф, в котором используются три запатентованных инновации. Система понимает, какое блюдо сейчас в нем, какие ингредиенты в блюде, сразу подгружаются алгоритмы, задаются специальные режимы холода, чтобы эти блюда максимально бережно заморозить.

И третья инновация - печь. Она выглядит как микроволновая. 

Но внутри у нее установлены считыватели qr-кодов. То есть мы приготовили еду, положили ее в герметично упакованный бокс, заморозили и сверху приклеили qr-код. В этом qr-коде зашита специальная программа «доготовки» блюда. И для того, чтобы вам покушать дома, например, нужно место только под микроволновку и место в морозильнике вашего холодильника для хранения готовых блюд. А для того, чтобы организовать этот процесс в кафе, необходимо всего лишь 2 кв. м, где будут стоять печки и морозильник с -18 под хранение этой еды.

Приходит клиент, делает заказ. Вы берете лоток, кладете в печку, печка сама понимает, что это за блюдо, бережно выводит его из состояния льда и доготавливает, потому что все блюда готовы на 90-95%.

И через 5 минут у вас на столе блюдо ресторанного качества, сделанное из натуральных ингредиентов, без использования какой-либо химии вообще, без усилителей вкуса, без консервантов, натуральный здоровый продукт, который вы можете есть с удовольствием каждый день.            

- Кто ваш клиент? Это рестораны?  

- Наши клиенты все те, где требуется питание. Самым первым нашим клиентом стал отель. Это произошло за неделю до первого локдауна. Мы успели поставить 4 печки и еду в этот отель. В тот момент, когда по требованиям Роспотребнадзора в отелях нельзя было организовывать питание постояльцам, и все отели закрывались на карантин, он работал. К ним даже приехал местный телеканал и выпустил репортаж. Этот репортаж увидели в Роспотребнадзоре, приехали, проверили, но не запретили работать, а еще и целый корпус обсервантов дали, которые прилетели из-за границы. То есть отель во время пандемии при помощи нашей технологии заработал больше, чем за тот же период прошлого года.

Соответственно, слух в индустрии пошел мгновенный. И отели стали нашими клиентами. Сейчас порядка 100 отелей работают с нами. В основном, Черноморское побережье, Москва, Московская область. Отели трех, четырех звезд. Сейчас мы разработали меню для отелей 5 звезд.

Второй сегмент, в котором мы оказались востребованы, это трассовые АЗС. Там питание осуществлять очень трудно. Среди наших клиентов «Лукойл», «Газпром», «Роснефть».

Сейчас большой рост показывают доставщики. Это дарксторы, дарккитчены. Но для того, чтобы открыть классическую точку дарккитчена в каком-то районе, понадобится 10 млн вложений, 200 квадратов и 20 человек персонала. Для того, чтобы открыть с такой же производительностью точку но по нашей технологии, потребуется всего 40 кв. метров, из которых половина станет местом отдыха курьеров.

1 млн вложений в точку – это ровно в 10 раз меньше. И 2 человека работающего персонала, которые будут доставать из морозильника лоток с готовой едой, класть его в печку и через 6 минут получать готовое ресторанное блюдо.

Среди наших клиентов также есть кафе, рестораны, кальянные. Везде, где есть еда, где хочется поесть, мы экономим средства на организации кухни.

-  Уточняющий вопрос: вы продаете не технологию, а оборудование и меню, так?

- Все правильно. Мы фактически продаем систему питания «все включено».

- Скажите, что вообще происходит в сфере, в которой вы работаете? Она меняется прямо на наших глазах, верно?

-  Очень сильно сейчас меняются потребительские предпочтения из-за пандемии. И этот процесс безвозвратный. Допустим, через год все ограничения будут сняты, и нам скажут: «Все! Ура, вирус победили!» Но потребительские предпочтения уже не вернутся обратно. Сейчас люди, находясь дома, начали больше заказывать еду. Рост электронной коммерции, развитие мобильных технологий этому поспособствовали. В мобильном телефоне в один клик вы можете заказать себе все, что угодно. Раньше люди ходили в кафе для того, чтобы развлечься, покушать, друг с другом пообщаться, какой-то экспириенс получись. Сейчас они развлекаются в Netflix, Facebook, у себя в телефоне.    

- И общаются по Zoom

- Да. И сейчас очень ценным стало время. Людей становится больше, конкуренция растет. Параллельно с этим идет автоматизация, роботизация процессов. То есть ценность специалистов становится выше. Для того, чтобы мне сейчас конкурировать на рынке, мне нужно откуда-то высвободить время и получить новые навыки, пройти какой-то курс MBA или еще что-то. Где мне взять это время? Вот мы даем эту возможность.

Обратите внимание: мы дома уже давно не строим сами. Для нас их производят, мы их покупаем. Одежду мы тоже не шьем себе сами, идем и покупаем. Но еда – это последний рынок, который еще не трансформировался, который фактически не менялся тысячелетиями. Еду мы по-прежнему готовим сами, в большинстве случаев. Но именно сейчас на этом рынке происходят сильнейшие изменения.

- Получается, вы поймали волну, да?

- Я думаю, что мы ее поймали и одновременно сами же ее и создали.

- Давайте поговорим о вас. Всех спрашиваю: есть ли у вас время «на жизнь» или один только сплошной бизнес 24/7?

- Стартап – это такая история, где ты работаешь, конечно,  24/7. Но последние полгода я для себя принял осознанное решение - выделить время «только для себя». У меня маленькая дочь, ей 3 года. И я вдруг более полугода назад стал замечать, что воспитание проходит вообще без меня. И решил это изменить. Сейчас в мою жизнь обязательно включено времяпрепровождение с дочерью. И оно очень активное.

Зимой я катаюсь на лыжах, люблю трейлраннинг.

Еще из увлечений - головоломки, логические задачи, шахматы.

И мне нравится поэзия, современные авторы. Очень много слушаю и читаю именно российских авторов. Например, Веру Полозкову или Олега Груза. Может, знаете? Мне нравится поэзия и философия.

-  Не могу не спросить про Клуб лидеров, почему вы там?

- Я недавно в Клубе лидеров. И он меня очень сильно удивил. Здесь, такое впечатление, что изначально заложено очень здравое зерно, которое создало правильную архитектуру клуба. Во-первых, люди очень серьезные и ответственные, всегда приходят друг другу на помощь. Я как-то задал очень важный вопрос, закинул в клубный чат, через 6 минут получил пять ответов от разных людей, которые были готовы помочь, поддержать, организовать важные для меня встречи. То есть, внутренний климат очень правильный, хорошо выстроенный. Второй момент: это удивительные встречи на площадке клуба. С того момента, как я в клубе, было 7 спикеров, и среди них 5 супер-целевые. Я получил очень много качественной информации. И это не просто человек на сцене вещает что-то, а ты сидишь и безвольно его слушаешь. Это, словно друг пришел к тебе в гости и делится с тобой своими новостями. Рядом с тобой может сидеть работающий сейчас министр, либо человек, который несколько лет назад проводил серьезнейшие реформы в стране, либо бизнесмен, который построил эффективный бизнес в России или за рубежом, и он делится своими суперэффективными стратегиями легко, бесплатно, совершенно открыто. Это для меня удивительно. Раньше ты видел их по телевизору, в СМИ читал о них, а в клубе ты можешь встретиться с ними лично, задать напрямую все вопросы, которые тебя интересуют, и получить на них ответы.  

-  В финале интервью спрошу вас «о мечте». Вы человек собранный, видите цель, идете к ней. А есть у вас мечта? О чем мечтаете?

- Я хочу, чтобы меня правильно услышали и поняли. Мне однажды попались высказывания последних индейских вождей. Вдумайтесь: «Человек глуп, потому что он думает, что унаследовал землю у своих родителей, а на самом деле он одолжил ее у своих детей».

Мне не все равно, в каком мире будут жить мои дети, и не только мои, мне небезразлична жизнь, как таковая. Моя мечта, на старости лет, перед уходом из жизни, увидеть то, что планета справилась с глобальными проблемами, и они больше никогда не вернутся, и что я тоже сделал для этого все, что мог.

У меня такая идея. Личностных мечтаний, там машины, квартиры, жизни за границей – нет. Это пройденный этап. Это всё не драйвит. Драйвят большие истории, которые делаешь с классной командой из хороших порядочных людей, которые также увлечены глобальной целью и знают, что запросто могут перевернуть мир, что все не так сложно.

Многие люди являются очень идейными и талантливыми, но недостаточная уверенность в себе им мешает. Они думают, что ракеты в космос может отправлять только Илон Маск. А я так не считаю! Я считаю, что создание технологий, которые очистят океан от пластика, сделают воду и воздух чище, а жилье и образование по всему миру доступным – в наших руках!

Вот такие глобальные вещи и можно назвать моей мечтой.