После локдауна в 2021 году стало понятно, что потребность в локальных путешествиях растет. Внутри страны есть много привлекательных мест, но нет инфраструктуры и сервиса.
Однако из-за геополитических разногласий туристическую отрасль ждал новый удар, который оказался “волшебным пинком” для развития культуры отдыха и путешествий внутри такой необъятной и многогранной страны. Границы, в прежнем понимании, оказались закрыты, авиасообщение резко сократилось, а цены на перелеты и проживание в гостиницах повысились на 15-30%. Вчерашние любители горящих туров и испанских пляжей сегодня планируют поездки на автомобиле в соседний регион, а государство ищет новые пути для развития туристической отрасли. Что изменилось за этот год, и как сегодня развивается отрасль, которая выживала последние 20 лет как могла.
Помощь сверху
В новых геополитических условиях спрос на внутренний туризм увеличивается минимум на 10% ежегодно, и игнорировать недостатки отрасли уже невозможно. Поэтому на текущий год, с учетом дефицита бюджета, на развитие туризма Государство выделило рекордные 48,5 млрд рублей. В рамках этого бюджета Министерство экономического развития России запланировало на 2023- 2024 годы ряд программ для адресатов разной направленности: регионов, инвесторов, авиаперевозчиков, туроператоров и туристов. Так, например, для привлечения инвесторов к строительству крупных отельных комплексов, им предложили льготный кредит под 3-5% годовых. Регионам правительство выделило свыше 3,5 миллиардов рублей в виде субсидий для возведения модульных гостиниц. На них правительство делает большие ставки: расселять гостей в в таких местах можно круглый год, а строительство идет гораздо быстрее, что позволяет малому и среднему бизнесу скорее окупать затраты. Дотацию на строительство модульных гостиниц получат 38 регионов, в числе которых не типичная для туризма Челябинская область, а также Атай, Бурятия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария и другие.
В помощь авиакомпаниям и путешественникам на 2023 год продлили субсидирование чартерных перелетов внутри страны. Рейсов стало больше, а стоимость их снизилась (на некоторые направления почти в 2 раза). Кроме этого, после закрытия большинства международных направлений, частично освободившийся авиапарк был перенаправлен на внутренние рейсы, цены на перелеты снизились - это дало дополнительный стимул туристической активности на территории страны. Если до 2019 года перелет на Байкал стоил около 30 тыс. рублей, сейчас билет подешевел почти вдвое, а посещаемость заповедника увеличилась на 40%. Камчатка стала популярным направлением, попасть туда теперь можно за 25 тыс. рублей, если спланировать путешествие заранее. Также россияне открыли для себя Приморье и Дальний Восток. В 2022 году по стране путешествовало рекордное количество туристов - 68,5 млн человек, а в текущем году, по мнению экспертов, эта цифра вырастет на 2,5 млн.
Без поддержки не оставили и туроператоров, работающих по внутренним направлениям: до 2027 года они освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость с туров по стране. Однако большая часть потребителей переориентировалась на самостоятельный культурно-познавательный туризм. Выросло число направлений и их разнообразие, путешественники заинтересовались нетуристическими оригинальными маршрутами к непопулярным природным и историческим достопримечательностям страны.
Что ждет путешественников этим летом
Сегодня спрос на транспорт в южном направлении в разы превышает предложение. Увеличилась потребность в железнодорожных перевозках - количество пассажиров поездов дальнего следования выросло на 18%, с ними подросла и стоимость билетов. Автобусные поездки в регионах страны подорожали от 30% до 100%.
По прогнозам экспертов, цены на отдых будут продолжать расти. Из-за повышения темпов инфляции и сопутствующих расходов повышают стоимость своих услуг и отельеры, особенно это заметно в южных районах страны. Рекордсменом оказался Геленджик, по сравнению с прошлым годом размещение в городе подорожало на 18,4%, а в Анапе и Сочи на 15,7% и 11,7% соответственно.
Туристического кешбека в 2023 году ждать не стоит, спрос на внутренний туризм вырос, распределился во времени между сезонами и стал более равномерным. Анна Кошелева, замруководителя департамента туризма и гостиничного бизнеса Финансового университета отмечает, что дополнительные финансовые меры поддержки и контроля туристической активности не нужны, а сама программа может привести к еще большему росту цен на отдых.
Однако без программ поддержки в этом году туристов не оставят. На помощь в организации региональных перевозок государство выделило 9 млрд рублей. Пассажир может приобрести субсидируемый билет по одному из 308 направлений внутри страны по сниженной цене, а некоторые перелеты дополнительно финансируются из региональных бюджетов.
Рейсы по программе субсидирования будут осуществляться в разные города, в том числе труднодоступные населенные пункты. 16 авиакомпаний уже прошли конкурсный отбор и начали продажу таких билетов на своих официальных сайтах и в авиакассах.
Так, вопреки или благодаря новым условиям рынка, спрос на российские курорты стал восстанавливаться, развивается отечественная инфраструктура, появляются новые туристические маршруты в самые удаленные уголки страны, повышается инвестиционный потенциал российских объектов рекреации, а деньги сосредотачиваются внутри государства. При сохранении сегодняшних тенденций, ближайшие несколько лет для туристической отрасли России могут стать определяющими, и куда это ее приведет покажет только время.