Недавно я прочитала новость о том, что у TED теперь доступна секции выступлений только для женщин. Прочитала и задумалась — зачем

Частично я уже затрагивала тему своего отношения к гендерному неравенству в одной из прошлых статей, но сегодня хотела бы поговорить больше именно о “женских” бизнес конференциях. Если вкратце: мое отношение к ним скорее отрицательное, чем положительное. Почему? Есть несколько причин. 

Немного об уместности 

Во-первых, уместность. Никто не спорит, что поднимать вопросы гендерного равенства и прав любых меньшинств — важно и нужно. Однако я твердо убеждена, что это необходимо делать на специализированных мероприятиях, посвященных конкретно этой теме. 

Не стоит “приплетать” сюда бизнес: различные бизнес конференции, митапы и прочие деловые мероприятия. Все же это разный формат, разная проблематика, разные цели и задачи. Иначе возникает ощущение неуместности — например, женская деловая конференция обычно никак не решает реальную проблему неравноправия, разве что у организатора появляется повод “хайпануть”.

Сейчас существует достаточно много организаций, посвященных борьбе за права женщин в том числе. И моя позиция заключается в том, что разумнее всего проводить подобные мероприятия именно им. 

А есть ли проблема?

Во-вторых, сама проблема. Точнее, ее наличие…Или же ее отсутствие? Ситуация двояка: конечно, на сегодня существует гендерное неравенство, с которым необходимо бороться, как и с любым видом дискриминации. Тем не менее, если например говорить о положении женщин в сфере IT, в которой я работаю уже много лет, то нельзя не отметить, что это одна из самых прогрессивных сфер на данный момент, где в первую очередь оценивают кандидата по его профессиональным навыкам. 

Конечно, я не могу утверждать, что ни одна женщина не сталкивалась с проблемами карьерного роста, потому что она женщина. Да, такие истории имеют место: даже в самых толерантных и прогрессивных сферах могут встречаться люди с консервативными или радикальными взглядами. Но факт в том, что при всем это в IT индустрии сегодня довольно много девушек — это наблюдение из личного опыта: моя рекрутинговая команда регулярно взаимодействует с кандидатами, большой процент от которых составляют именно женщины

Однако при этом действительно существуют отрасли и индустрии, где сегодня еще имеет место неравенство по гендерному признаку. К сожалению, в России, с моей точки зрения, в целом наблюдается не самое позитивное отношение к женщине в бизнесе: до сих пор встречается много стереотипов и двойных стандартов. 

На данный момент мне кажется, что если мужчине в глазах нашего общества достаточно просто зарабатывать и считаться по умолчанию “добытчиком” в семье, то к женщине негласно предъявляется намного больше требований. Занимаешь высокую должность? Отлично, но не забывай, что ты еще должна быть хорошей матерью. А как же муж и семья? Изволь еще быть образцовой женой, отличной любовницей и не думай ставить карьеру выше семейных ценностей. 

То же самое касается и ведения бизнеса в целом: деловые партнеры воспримут как данность и обыденность четкое отстаивание своей позиции мужчиной, но могут удивиться, увидев подобное проявление твердости от женщины. Кстати, в моей практике была пара таких моментов — однако ситуацию перевешивал в мою пользу факт, что я была экспертом в своей области, четко знала все нюансы, умела грамотно аргументировать свою точку зрения и не позволить “продавить” себя. Как правило, если люди видят, что перед ними действительно профессионал своего дела, который действует и держится как профессионал, стереотипы все же отступают на второй план, поскольку попытки свести все к гендерному вопросу попросту не работают.

Граница, которой не должно быть

Создавая отдельные мероприятия, посвященные карьере женщин в разных сферах, мы подчеркиваем, что эта самая карьера для женщин — нечто сложное и труднодостижимое, раз уж такому вопросу посвящены целые конференции. Но ведь на самом деле все несколько не так — если ты хороший специалист, который обладает высокой экспертизой в своей профессиональной области, тебя будут воспринимать как хорошего специалиста независимо от твоего пола

С моей точки зрения, каждая такая конференция ощущается как заявление об уязвимости женщин и попытка привлечь к этому больше внимания. Но ведь среди женщин большое количество профессионалов, мы не слабый и не уязвимый пол, мы строим карьеры, развиваемся, добиваемся высоких результатов.

Организация сугубо женских бизнес конференций или подобных отдельных секций внутри других деловых мероприятий вносит дисбаланс и выделяет женщин в какую-то отдельную категорию. Возникает логичный вопрос — а почему тогда не создавать отдельные бизнес мероприятия для представителей всех групп меньшинств, коих весьма много?

Другой не менее важный момент заключается в том, что организуя подобные конференции вместо мероприятий, где выступают спикеры обоих полов, мы сильнее прочерчиваем границу между женщинами и мужчинами — что же тогда насчет равенства, за которое мы вроде как боремся?

А судьи кто?

Мне кажется, бизнес конференции должны оставаться в первую очередь бизнес конференциями — без попытки воткнуть в них пресловутую “повесточку” (не самое мое любимое слово, ставшее, однако популярным в последнее время, и в данном случае как нельзя лучше подходящее). 

Мероприятия, посвященные вопросам гендерного неравенства (или любого другого), могут (и проводят) специализированные организации, деятельность которых сфокусирована на той или иной проблеме — и это намного более органично и результативно, чем когда организаторы деловых митапов пытаются усидеть на нескольких стульях сразу и привлечь внимание к своему мероприятию за счет создания там секций для женщин

Когда заходит речь о гендерном неравенстве, я вспоминаю слова актера Моргана Фримана, который, в ответ на вопрос о том, как можно победить расизм, заметил: “Лучший способ победить расизм — это перестать столько говорить о нем”.

Мне кажется, что для борьбы с гендерным неравенством наиболее эффективным было бы не увлекаться огромным количеством разнообразных конференций только для женщин, а подкреплять слова делом: добиваться результатов, развивать свой бизнес, повышать уровень своей экспертизы и профессионализма. Потому что зачастую возникает ощущение, что есть только много слов, но очень мало каких-либо конкретных действий.