Декабрь 2021 года ознаменовался принятием Федерального закона номер 423-ФЗ, вносящего изменения в «антиотмывочный» Федеральный закон от 07.08.2001 номер 115-ФЗ и другие нормативные акты.
О чем именно речь?
Какие произошли (и происходят) изменения.
Документ предусматривает введение системы двойного контроля совершения подозрительных банковских операций клиентов на территории нашей страны. Контроль будет осуществляться на уровне Банка России и на уровне кредитных организаций
При этом Банк России создаёт централизованный сервис "Платформа знай своего клиента".
Что это означает?
Банк России будет проводить оценку уровня совершения подозрительных операций (юридическими лицами и ИП ).
Такую же оценку продолжат проводить и сами банки, но уже опираясь на мнение регулятора.
Все клиенты будут распределены в одну из трёх категорий: низкий уровень риска, средний уровень или высокий.
Первые смогут, фактически, забыть об отказах в открытии счетов (вкладов) или отказах в проведении операций;
Клиенты из второй группы будут рассматриваться очень тщательно.
Клиенты, отнесённые к группе высокого уровня совершения подозрительных операций и самим банком и регулятором - Банком России, будут ограничены в возможности совершения большинства банковских операций.
Те, кто попадает в группу высокого уровня риска, смогут оспаривать решение регулятора в межведомственной комиссии, а после и обжаловать применение ограничительных мер через суд.
Если заявитель не обратится в межведомственную комиссию и не обжалует решение, то, в отношении него будет инициирована процедура исключения ФНС России из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то есть прекращения деятельности.
Ожидается, что в полном объеме платформа "Знай своего клиента" заработает с 1 июля 2022 года.
В целом, новый порядок контроля подозрительных операций рассчитан на то, чтобы снизить высокий градус напряжённости в отношениях между Банками и бизнес-сообществом и улучшить деловой климат.
Поскольку наиболее критичные решения для бизнеса будут приниматься регулятором .
С другой стороны, банки вступают на тернистую тропу балансировки между собственными системами внутреннего контроля по ПОД/ФТ и оценкой уровня риска их клиентов Банком России.
В случае несовпадения результатов оценки банкам придётся обосновывать и доказывать свою позицию и состоятельность внутренних процедур.
Очевидно, что результат этого процесса может стать поводом для новых проверок банков со стороны ЦБРФ.
Определённое внимание необходимо уделить также следующим моментам:
1) во-первых, новые контрольные процедуры будут проводится в отношении Юридических лиц и ИП, в отношении физических лиц система контроля ПОД/ФТ пока сохраняется прежней;
2) во-вторых, Росфинмониторинг, в соответствии с новым порядком, будет направлять в правоохранительные органы информацию и материалы не только о том, что операция связана с ПОД/ФТ, но и с иным уголовно наказуемым деянием. Полномочия Росфинмониторинга вполне понятны .
Главное, чтобы мониторинг «иных уголовно-наказуемых деяний» не возложили в дальнейшем на банки.
Есть вопросы?
Обращайтесь!