Существует много различных способов монетизации экспертных знаний и навыков. Это может быть блогерство, мастер-классы, гайды, книги, консультации, вебинары или онлайн-курсы. Все зависит от ряда факторов: готов ли эксперт к публичности, насколько широка его ниша, есть ли у него желание масштабироваться и, наконец, какие у него временные и финансовые возможности.
Сегодня я, Тамара Руцкая, fashion-журналист, основатель интернет медиа designers from Russia и эксперт в области PR, владелица PR & SMM агентства, поделюсь своим багажом знаний и опытом как экспертам и предпринимателям стать узнаваемыми, показать свою компетентность и продать свои наработки и мастерство путем написания и выпуска собственной книги.
Многие думают, мол, зачем тратить время и деньги на написание и издание книги, когда на дворе ХХІ век — век электронной информации, когда ответ на любой вопрос можно найти в интернете. Возможно, доля правды в этом есть. Но почему-то люди до сих пор больше доверяют печатному тексту, который проходит строгий ценз на достоверность и актуальность изложенных в нем данных. Именно поэтому эксперты в различных сферах все чаще стремятся написать книгу о своей деятельности, методиках, своих взглядах на актуальные проблемы, волнующие не только целевую аудиторию, но и общество в целом.
Книга — отличная инвестиция в ваш статус
И вот почему.
Во-первых, собственная книга станет убедительным подтверждением ваших успехов, достижений и экспертности. Она красноречиво будет свидетельствовать о том, какой вы профессионал в своем деле, как умело справляетесь с большими проектами, доводя их до логического конца, как много у вас наработок, кейсов и информации, что хватило аж на целое издание.
Во-вторых, книга станет одновременно и вашим адвокатом, и продюсером, и пиар-агентом. Если вам удастся собрать, структурировать и преподнести читателям полезную информацию в простой форме, то с уверенностью можно сказать, что они станут вашими подписчиками, клиентами и даже партнерами по бизнесу. Печатное издание поможет познакомиться с нужными людьми, коллегами из таких же или смежных сфер, что даст новые возможности для бизнеса, выгодные коллаборации, соответственно, рост доходности и вашей экспертности.
Книга — это отличная реклама вашей деятельности и вас как профессионала. Естественно, что она стоит определенных финансовых затрат. И то, что вы тратите на рекламу и продвижение бизнеса ресурсы, означает вашу уверенность в своем продукте или услуге, характеризует вас как надежного партнера, а также открывает нужные вам двери.
А знаете как действует на собеседников фраза «Как раз об этом я подробно написал в своей книге…»? Когда напишите книгу, обязательно проверьте. Реакция точно удовлетворит ваше эго.
И в-третьих, собственная книга — это действенный способ значительно повысить стоимость своего продукта или услуги.
Этапы написания книги
Как эксперт вы должны сконцентрировать свои знания, взгляды, мысли таким образом, чтобы издание стало неким учебным пособием с разъяснениями, практическими примерами, выводами и заключениями. В процессе написания очень важен четкий и правильный алгоритм действий — что, когда и в каком порядке нужно делать, чтобы ваша книга вышла в свет.
Первое — уясните для себя зачем вам нужна эта книга. Кроме банального «я хочу поделиться своими знаниями», вы должны честно признаться в мотивах, которые вами двигают. К примеру, вам важно поднять свой авторитет в глазах потребителей — удержать постоянных клиентов, получить новых, структурировать свои знания, увеличить средний чек и т.д.
Второе — подготовьте структуру издания. Без этого не стоит даже начинать. Поэтому сначала определите конечный результат вашего писательского труда, т.е. что читательская аудитория получит после прочтения книги. Затем опишите ее структуру — с каких рубрик, глав или разделов она будет состоять.
Третье — подготовьте и пропишите к каждой главе или разделу тезисы и ключевые моменты, которые вы хотите осветить.
После этого можно приступать непосредственно к написанию книги. И не переживайте, если не удается писать строго по содержанию. В этом нет особой необходимости. Описывайте тему, которая в данный момент вас вдохновляет или получается лучше всего. В ходе написания все равно придется что-то корректировать — дописывать, убирать, менять местами. Если вы сомневаетесь в качестве подачи текста, можно привлечь профессионального копирайтера. В любом случае после того, как книга будет написана, ее следует еще раз хорошенько вычитать.
Издание и продвижение книги
Следующий важный этап — это издание своего писательского труда. Найти подходящее издательство, которое отпечатает вам книгу за свой счет, сложно. Поэтому, если уж приходится раскошеливаться, то нужно искать издательскую компанию с подходящим направлением, которая услышит вас и поможет реализовать то, что вы хотите. Лучше обратиться сразу в несколько издательств, публикующих книги по вашей теме.
Работа с издательством дает очевидные преимущества:
- - присвоение книги международного стандартного книжного номера ISBN, который необходим для ее распространения в торговых сетях и автоматизации работы с ней;
- - помощь в продвижении;
- - на обложке будет размещен логотип издательства, что придаст солидности и серьезности изданию;
- - доступ к широкой читательской аудитории.
Конечно, можно и самостоятельно напечатать книгу в одной из обычных типографий или издать ее в электронном виде, но без уникального номера. В первом случае придется продвигать и реализовывать издание собственноручно по своей базе подписчиков, а в другом — книга будет продаваться в интернет-магазинах, но тогда вы теряете статус признанного автора. Но есть и третий вариант — сервисы самиздата, где вам присвоят уникальный номер книги, выпустят электронный формат с размещением на всех доступных книжных маркетплейсах, а печатный вариант будет доступен по требованию.
Еще стоит запомнить, что хорошо написанная книга с качественным содержанием на востребованную тему, привлекательной обложкой и звучным названием сама по себе не гарантирует больших продаж. Чтобы издание покупали, нужно найти свою целевую аудиторию. Поэтому продвижением книги следует заниматься с того момента, когда вас только посетила мысль о ее написании. Создайте площадку в социальной сети и начинайте собирать потенциальных читателей вашей будущей книги. Коротко расскажите им о своей идее, предложите написать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, пообещайте бонусы за участие в дискуссии, организуйте конкурс на лучший заголовок и т.п. Таким образом вы приобщите огромный круг пользователей к творческому процессу и когда книга выйдет, каждый из них захочет ее приобрести.
Продвижение книги требует построения грамотной стратегии, где следует прописать главные цели, сроки и каналы продвижения. Авторы часто задают вопрос о том, с чего нужно начинать продвижение издания — с его рекламы или с раскрутки автора. Однозначно со второго. И здесь первую скрипку может сыграть сарафанное радио.
Для популяризации и продвижения книги лучше всего использовать различные маркетинговые каналы: от размещения статей, анонсов и рецензий на крупных нишевых сайтах до размещения рекламы на радио, в журналах и таргетированной рекламы в соцсетях, от записи подкастов до создания промосайта, от сотрудничества с инфлюенсерами и блогерами до ведения собственного блога. Существуют и другие способы информационной поддержки, среди которых проведение презентаций и пресс-конференций, посвященных выходу нового издания и организация встреч с читателями. Используя все форматы в комплексе, вы обязательно получите желаемый результат.