Мария Довнар, основатель и тренер Академии Продвижения для коучей
Мария Довнар, основатель и тренер Академии Продвижения для коучей

Я, Мария Довнар, коуч PCC ICF, эксперт по продвижению, основатель и тренер Академии Продвижения для коучей, психологов, помогающих практиков, расскажу о чем сейчас можно и нельзя писать и говорить в блоге, чтобы у вас покупали.

Первая мысль, которой хочу с вами поделиться – это не первое и не последнее мировое потрясение на нашем веку.

Первый раз встряхнуло весной 2020-го, когда началась пандемия. Сейчас переживания прошлого кажутся не такими яркими, как тогда, в моменте. Мы уже плохо помним, как были напуганы, как считали бестактным привлекать клиентов и продавать в соцсетях в тот момент, как кто-то болеет и умирает.

Второй раз тряхнуло в феврале 2022-го. Шок, паника – и те же вопросы подвисли в воздухе. Сейчас мы наблюдаем третье ощутимое потрясение. Ситуация меняется, но человеческое поведение и вопросы остаются.

Что будет с рынком? Что делать? Замереть, или действовать? Молчать, или говорить? А если говорить, то о чем, чтобы не сделать хуже? Предлагаю раз и навсегда в этом разобраться.

Важно понимать: люди всегда реагируют на потрясения по одной схеме. Сначала – шок, ступор, потом – принятие и адаптация. Стадия шока максимально длится до двух недель. В этот момент все особенно ищут информацию и поддержку: поэтому охваты в социальных сетях экспертов и блогеров в такие моменты удваиваются, а то и утраиваются. При этом покупать люди не готовы: если продажи вашего товара или услуги выпали на период паники, вы заметите их падение до 50%. Разумеется, если у вас не товар первой необходимости.

Здесь нужно помнить, что просадка спроса в соцсетях не продлится более двух недель. После шока всегда идет адаптация. Некомфортная, шоковая ранее ситуация становится привычной. Человек – уникальное существо, которое адаптируется к любым условиям и вскоре воспринимает их как норму. Так работает психология, и это важно знать, когда вы продвигаетесь в соцсетях.

Поэтому после естественного шока люди снова будут покупать. Ваши клиенты будут покупать несмотря ни на что. И если вы не будете им продавать, они тоже купят. Но не у вас.

Второй момент, который хочу подчеркнуть: в кризисных ситуациях люди как никогда хотят больше зарабатывать, выйти из найма в онлайн, стать свободными и независимыми, чтобы защитить себя и близких. Потребности, спавшие сном «когда-нибудь» теперь пульсируют, как кровоточащая рана. Люди начинают судорожно искать решение того, что до этого откладывалось годами.

К примеру, если вы обучаете онлайн-профессии, маркетингу, заработку, психологии, коучингу – все эти направления сейчас будут супер актуальны. Люди хотят расти в доходе без ограничений и без привязки к месту, а ваша онлайн-школа позволяет этому научиться.

Также помните, что в условиях кризиса растет естественная тяга людей к эзотерике: нумерология, астрология, таро, рейки будут расти в спросе.

Поэтому, если вы предоставляете услугу или обучение, которое поможет людям закрыть потребности в росте заработка, свободе, безопасности - вы не только не просядете в доходе, но и сможете вырасти. Здесь ваша главная задача – ответить себе на вопрос, почему ваш продукт актуален именно сейчас. Если вы сами найдете нужные аргументы – сможете их донести до вашей аудитории.

Третья полезная мысль - помните про цель вашего блога. Если вы в блоге для РАБОТЫ, то есть блог – канал связи с аудиторией в вашем бизнесе, не забывайте об этом. Первый шок пройдет, а кушать будет хотеться всегда. Действия, которые вы совершаете сейчас в блоге будут кормить вас спустя неделю, месяц и год. Если вы ничего не будете делать и выберете стратегию замирания – вы парализуете ваши будущие продажи.

Так о чем же писать и говорить в блоге сейчас? Поделюсь несколькими советами, которые я всегда даю своим ученикам:

Не извиняйтесь за то, что продаете. У вас бизнес. Продавать для бизнеса – это нормально. Ненормально – не продавать.

Обозначьте, что чувствуете в связи с ситуацией. Не делайте вид, что все прекрасно, что вы ничего не замечаете. Спросите у аудитории, что чувствуют они, и, если ваши ощущения схожи – поделитесь этим в блоге. Для людей важно не чувствовать себя одинокими.

Подумайте, как вы можете поддержать вашу аудиторию и ваших клиентов, чтобы они максимально быстро вернулись в адекватное состояние. Сеять панику, говоря, что все пропало – не та стратегия, которая поможет людям адаптироваться к новым условиям. Размеренная логика, спокойный тон голоса, регулярный контент и общение с аудиторией – вот что нужно сейчас.

Если чувствуете, что у вас совсем нет сил – возьмите выходные. Посвятите их себе, движению, общению с друзьями. Эти простые действия помогут снизить уровень кортизола – гормона стресса, и вы быстро почувствуете себя лучше.

Супер, если покажете, как восстанавливаете контроль над собой, в блоге. Людям это поможет, они будут вам благодарны.

Не воспринимайте комментарии хейтеров на личный счет. Кому-то всегда будет не нравиться, что вы действуете и как это делаете.

Откажитесь от жестких триггеров при продажах: «последний шанс», «успей купить» - не лучше аргументы сейчас. Дайте людям больше времени на принятие решения о покупке.

На время приостановите рекламу у блогеров, взаимный пиар (неделя-две после шокирующего события). Это позволит не растерять ресурсы и не вызовет агрессию у аудитории.

Если у вас есть продукт и клиенты в работе – уделите внимание им и расскажите в блоге, что вы сейчас делаете для их поддержки и почему.

Помню, как 19 февраля стартовал 4 поток Академии Продвижения, а 24 февраля всех накрыла паника. У меня на курсе было 300 человек. 300 помогающих практиков, которые доверились мне как проводнику к своей системе продвижения. Я видела, как ученики приходят на вебинары с потухшим взглядом. Их мечта создать очередь из клиентов тлела у меня на глазах.

Тогда я приняла решение - пересмотреть мой подход к продвижению и переделать всю вторую половину курса, которая раньше была про продвижение в запрещенной теперь сети. Я сместила фокус со «что за…» на «а как теперь» и поставила цель, чтобы каждый на потоке получил результат, за которым пришел. В блоге я показывала, как это делаю – это вызвало живой отклик и уважение аудитории и способствовало очереди на следующий поток.

Если чувствуете, что вас накрывает паникой – обратитесь к психологу. Чем быстрее вы сами вернетесь к спокойному состоянию, тем быстрее возьмете под контроль развитие вашего бизнеса.