Быстрый способ прокачать стартап
Один из инструментов, который позволяет быстро вывести на новый уровень развития большое количество проектов — это акселератор. Сегодня в рамках федпроекта по всей стране в вузах запущены более 150 акселерационных программ — как общей направленности — для команд с проектами под разные рынки и с разными технологиями в основе, — так и тематические. Например, есть акселераторы для проектов в сфере искусственного интеллекта, для решений по цифровизации сельского хозяйства и другие. Оператором выступает АНО «Платформа НТИ». В каждом акселераторе около 300 участников, это значит, что опыт работы над стартапами за год получат 45 тыс. студентов. Даже, если свою жизнь с технологическим бизнесом свяжут несколько процентов из их числа, это не так уж и мало.
Для большинства российских вузов акселераторы и вообще работа со стартапами — новая история. Чтобы запустить акселерационные программы, часть университетов провела переобучение сотрудников на трекеров. Это специалисты, которые сопровождают стартап во время акселерационной программы и помогают командам достичь определенных целевых показателей. Масштабное обучение трекеров прошло, например, на интенсиве «Архипелаг 2022».
7 отличий проекта от продукта, которые должны учитывать вузы при запуске акселератора
Одна из основных задач стартапа — создать решение, продукт, который будет отвечать на потребности или, как говорят маркетологи, “боли” целевой аудитории. Однако многие университеты подходят к созданию продуктов, над которыми работают студенческие стартапы, в проектной логике. Это понятно, ведь в университетах сейчас активно внедряется проектная деятельность, но это не совсем правильно. При запуске акселератора важно учитывать разницу между проектным и продуктовым подходами. В чем же состоят отличия?
1. У проекта есть четкий план, в работе над продуктом плана быть не должно.
2. В проекте обязательно есть заказчик, у продукта на входе нет клиентов, их нужно найти.
3. У проекта срок известен заранее и как правило прописан в договоре. У продукта нет сроков, продукт «живет» до тех пор, пока есть клиенты и компании, готовые за него платить.
4. Бюджет проекта — обязательное условие. У продукта нет бюджета, в начале работы над продуктом неизвестно, какие будут расходы, ведь вы не знаете кто ваши клиенты, сколько денег потребуется вложить, чтобы заработать. Оценить жизнеспособность продукта позволяет валидация бизнес-идеи и Unit-экономика.
5. В проекте команда собирается под задачу. Продуктовая команда более живучая — она существует, пока жив продукт.
6. В проекте финансирование планируется заранее, и без денег проект не стартует.
7. Результат проекта известен заранее. Результат продукта нельзя определить на начальном этапе работы.
Многие вузы совершают ошибку как раз в последнем пункте. Зачастую преподаватели сразу говорят студентам, как должны выглядеть их решения. Но продукты делаются не для преподавателей, а для потенциальных клиентов. И даже самый опытный преподаватель едва ли все знает о болях и потребностях целевой аудитории, поэтому работа над продуктом — это всегда предмет исследования.
Продуктовые команды отвечают на три вопроса:
- кто клиент,
- в чем его проблема,
- как эту проблему можно решить.
Стартап должен проанализировать рынок, понять его объемы и посчитать, сколько можно зарабатывать на продукте и с этим уже может идти к инвестору. Да, на ранних стадиях развития продукт сложнее «продать» инвестору. Здесь включаются различные меры господдержки. И в рамках «Платформы университетского технологического предпринимательства», и в рамках мероприятий Национальной технологической инициативы у университетских стартапов есть доступ к грантам, экспертам, инвесторам, индустриальным партнерам и заказчикам и т.д.
Кто и за что отвечает в университетском акселераторе
Вузовские акселерационные программы отличаются от других акселераторов. Здесь есть 3 организационных уровня:
- команда акселератора, которая делает программу, управляет работой, ставит задачи трекерам. Важно разобраться в организационной модели акселератора: как его запускать, какие есть роли, этапы, что должно быть в программе.
- трекеры. Они работают с командами по определенной логике и методологии. Если эту логику нарушить, шансы команды дойти до цели близки к нулю. Конечно, работа с трекером не гарантирует успех, но отсутствие трекера кратно снижает эффективность работы. Трекер помогает команде сфокусироваться, приоритизировать задачи и у него есть насмотренность
- преподаватели-практики. В вузовском акселераторе должна быть образовательная часть. Многие студенты еще не знают, ни что такое акселератор, ни как работать над продуктом. Важно дать им практические знания по экономике, маркетингу, менеджменту. В идеале — интегрировать курсы в основную образовательную программу или реализовать в формате ДПО. В результате студенты получат компетенции product-менеджера — одного из самых востребованных на рынке специалистов, на которого, кстати, не учат в российских университетах.
Получить дополнительную специальность — одна из ценностей, которую можно доносить до студентов — участников акселератора. Вузу же важно понимать свои ожидания от запуска акселератора и привязывать его к своим КПЭ и планам.
Важно дать ребятам попробовать себя в предпринимательской деятельности, получить опыт, компетенции и решить, в какой сфере они дальше хотят развиваться. Федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства» эту возможность студентам дает. И если желающих продолжить свой профессиональный путь в предпринимательстве будет больше, это станет важным результатом. Логика карьерных траекторий сегодня такова, что вы можете работать в найме, а завтра запустить свой проект и наоборот. На образовательной программе по продуктовой методологии, которую мы читаем студентам в акселераторах, они получают профессию джуниор-продакта. Ей не учат ни в одном университете, а она одна из самых востребованных на рынке. Это дает ребятам дополнительные возможности, пусть пробуют себя.
Подробнее федеральном проекте — на https://univertechpred.ru/