В проекте ты обращаешься к «обратной стороне творчества» и скрытой от зрителя части объекта; какие личные переживания или художественные открытия подтолкнули тебя именно к этому ракурсу работы с вещами и материалами?

Катика: С самого начала, как я только начала свою практику, эта обратная сторона работы — узелочки, ниточки — была мне очень близка, мне нравилось всё это. Я всегда думала о том, как показать работу с другой стороны; меня манила обратная сторона вязания, и мне хотелось этим поделиться. Мне хотелось быть искренней и показать изнанку творчества.

Как ты технически и композиционно решала задачу показать зрителю «изнанку» так, чтобы она стала самостоятельным образом, а не только комментарием к лицевой стороне?

Катика: Технически я представляла, как это можно сделать: просто перевернуть работу и показывать изнанку. Но композиционно, в виде форм, я осознала это уже практически перед монтажом. До этого у меня были разные варианты, а та форма обратной стороны (изнанки), которая сейчас представлена на выставке, — это уже прямой финал работы именно над этим проектом.

Наверняка, есть связь между словами «форма обратной СВЯЗИ» и твоим медиумом? Какая? или это случайно получилось? 

Катика: У меня всегда есть подсознательная тяга и желание как-то обыгрывать корень «-вяз-», то есть связи, навязчивость, привязанность и так далее. А тут получилась как бы обратная связь. Вообще, изначально выставка должна была называться «Обратная связь» — как игра слов. С одной стороны, это обратная связь со зрителем; с другой — обратная связь буквально, то есть обратная сторона работы. Но потом у меня появилось слово «форма», потому что мне нужно было облечь все это в какую-то форму, придать этому очертания. И в этот момент я осознала, что должна быть реальная, физическая форма обратной связи. То есть и форма на стене, и форма (анкета), которую заполняет зритель. С одной стороны, это как будто бы случайно, но, с другой, похоже, я очень долго к этому шла.

«Форма обратной связи» развивается в рамках направления поддержки художников Винзавод.Эксперимент, как участие в этой программе повлияло на содержание выставки, формат экспозиции и коммуникацию со зрителем?

Катика: Вообще, этот проект-эксперимент предполагает, во-первых, работу с залом, с выставочным пространством, что накладывает свои ограничения и даёт определённую свободу. Сама приставка «эксперимент» означает для меня возможность показать что-то нестандартное. Например, в прошлом году у меня была выставка «Распущенные», где я тоже обыграла эту игру слов: распущенные, увядание, цикл распускания. И сейчас моя зазноба — это желание поделиться изнанкой творчества и осмыслить это концептуально — могла раскрыться только в таком проекте. Поскольку моя мастерская находится рядом, я постоянно нахожусь в диалоге и с этим пространством, и с собой, и с этими экспериментами.

На выставке важен элемент взаимодействия с посетителями через чат-бот и их отклики; как эта система обратной связи уже влияет или должна влиять на дальнейшее развитие проекта и художественных решений?

Катика: Как сейчас эта система работает, мне сложно сказать, потому что всё, что собирается, уходит к Кате Паниной, моему куратору: она следит за ботом. Я очень жду самых разных откликов и, честно говоря, больше всего надеюсь на какие-нибудь смешные или негативные — чтобы можно было поиронизировать на этот счёт.

Но изначально это — важная часть выставки. Потому что, когда я говорю про форму для заполнения, то, соответственно, нужен другой человек, зритель, и он как бы становится соавтором. Эта форма обратной связи, которую он заполнил, глядя на форму изнанок, — в этом и заключается связь, сочетание. Я не думаю, что у проекта будет какое-то супер-развитие; я осознаю его как некую ступень, капсульную историю. Возможно, у меня будут запросы на повторения, на реплики. Возможно, я к этому ещё когда-нибудь вернусь. Но пока что он видится мне таким гештальтом — как проект в себе, с финисажем, на котором эта обратная связь будет зачитана.