В основе мирового театра – мир. Об этом убедительно напомнили организаторы десятого венгерского театрального фестиваля MITEM (Madách International Theatre Meeting), собравшего деятелей театра из России, Украины, Германии, Румынии, Грузии, Польши, Франции, Словакии, Сербии и других стран. В этом сезоне Будапешт стал вибрирующим местом притяжения театралов. Удивительным образом столица Венгрии смогла привлечь и вовлечь в свой театральный праздник представителей разных театральных школ, направлений, убеждений, видов и типологий театра. И им здесь не тесно.
Этот праздник, начатый Театральной Олимпиадой и продолженный фестивалем MITEM не был призван развлечь или отвлечь публику от серьезных глобальных вопросов и вызовов. Напротив, программа фестивалей и мероприятий так или иначе затрагивала самые болевые и волнующие вопросы современности через призму театра. Старые и новые формы, классика и острая современность, гармония и столкновения, диалог и диспуты, – все это, и всегда чуть больше, присутствовало в программе MITEM.
За сравнительно короткий срок усилиями режиссера Аттилы Виднянского и его команды единомышленников Венгрия сумела проделать гигантский путь и стать не рядовой, но значимой точкой на театральной карте мира. Это уникальный кейс, который уже сейчас стоит изучать в университетах, где готовят управленцев в сфере культуры и искусства. А еще это история о том, что мечты сбываются, если мечтать деятельно!
2023 – веха в истории Венгерского театра. Весной 2023 года здесь состоялась Театральная Олимпиада, ставшая самой масштабной за всю историю этого проекта. 400 компаний из 58 стран посетили Венгрию и представили около 750 постановок. Театральный вихрь захватил не только столицу, но и все регионы страны, позволив каждому зрителю из самых отдаленных уголков прикоснуться к чуду театра.
Это не только театральный праздник, но и важный социальный проект, направленный в том числе и на излечение травмы, нанесенной всем нам и индустрии театра пандемией. Зрители, с одной стороны, соскучились по театру, с другой – научились обходиться без него, приобретя страх посещения коллективных мероприятий. Театральная Олимпиада помогла этот страх преодолеть. Доказала она и то, что, несмотря на войны и противостояния, люди театра являются подлинными амбассадорами культуры своих стран и подлинных человеческих ценностей.
Весной погода в Венгрии бывает переменчива, но в дни Театральной Олимпиады здесь было по-человечески тепло и светло, не было напряжения, политических диспутов и косых взглядов. Это большая победа организаторов, ведь это была, пожалуй, Театральная Олимпиада с самым тяжелым информационным фоном. Искусство победило сиюминутность. Вот бы так случалось всегда…
Продолжением Театральной Олимпиады стал специальный выпуск Madách International Theatre Meeting. Он вместил «квадригу» тематических блоков, включающих в себя программу MITEM+ совместно с Комеди Франсез, Кошицким театром (Словакия) и Югославским драматическим театром (Сербия); Фестиваль «Синергия»; Смотр спектаклей венгерского национального театра и фестиваль BEREHOVE 30, посвященный юбилею одноименного театра.
Объять необъятное практически было невозможно (фестиваль продлился почти месяц), но, может быть, именно это ощущение «недосмотренности» и заставит вернуться в Венгрию еще раз. Много раз…
Не только даты и «юбилейность» роднят Театральную Олимпиаду и мероприятия MITEM, но прежде всего моральный кодекс и этические принципы. Здесь не соревнуются, не определяют победителей и проигравших, не определяют иерархию и не навешивают ярлыки. Здесь нет диктата «кассы» и модных трендов. Звучит идеалистически, но оказалось, что этот идеал достижим. Здесь нет удушающей искусство и людей искусства гонки и конкуренции. Вместо этого здесь есть поиски и находки, театральные эксперименты в области формы и нового художественного языка, и соседствующие с ними примеры традиционного театра, который не выглядит «музейным». От народного танца до новой драмы, от цирка до кукольного театра, от эпических полотен до любительского театра, – здесь всем хватает места, разные жанры не сталкиваются, но взаимодействуют, обогащая зрительский опыт публики.
Режиссеры и драматурги – люди театра – здесь пристально и прозорливо формируют программу, которая предлагает зрителям срез мирового и национального театра. Это не crème de la crème и ярмарка тщеславия знаменитых имен и названий-брендов, но прежде всего палитра качественных спектаклей, в которых художники вложили мысль, чувство, эмоцию, намерение, самобытность и авторский почерк.
Отбор спектаклей здесь ведется тщательно и кропотливо и, например, попадание в National Theatre Showcase – это уже значимое достижение для спектакля и его создателей. А для зрителей, учитывая многолетний кредит доверия MITEM – это гарантия качества. Если вы только начинаете путешествие в мир театра или думаете, что видели в театре все, вам стоит оказаться в Венгрии и убедиться, что время удивляться (приятно) еще не прошло.
Изначально идеей MITEM было вовлечение национального театра в международный театральный контекст, но как это часто бывает в героических фильмах, решая личную проблему, герой спасает мир. MITEM – это то, что противостоит разрушающим тенденциям в мире, убивающим человеческое в человеке. MITEM стремится познакомить и сплотить художников разных стран и школ, мнений и подходов на территории театра, представляющего собой единство противоположностей.
MITEM начинался с показов спектаклей из 12 стран. За десять лет эта цифра достигла 50 стран и 300 спектаклей. И судя по планомерному и уверенному движению этой инициативы и ее команды – это не предел. Статистика нынешней юбилейной встречи располагает к цифре 10 – 10-ый MITEM, 10 спектаклей, 10 театральных компаний и 21 театральная постановка. Палитра языков: идиш, польский, венгерский, русский, французский, словацкий, сербский, немецкий, английский и другие языки, главным из которых стал язык театра.
Язык памяти, воскрешающий mameloschen в спектакле Eugen Gyemant «Книга Руфь» (по пьесе Mario Diament) оказалась созвучна с языком балагана на темы гоголевской «Шинели» в постановке Автандила Варсимашвили и дополнилась звучанием языка истории и агонии мира в спектакле «Агон» (по произведению Péter Pál Józsa) в постановке Аттилы Виднянского.
Язык преодоления стереотипов прозвучал в постановке Nada Kokotović, вдохновленной киносценарием Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу», ему вторил язык преодоления цензуры в спектакле Иво ванн Хове выбравшего для постановки трехактную версию мольеровского «Тартюфа» Three, подвергнутую цензуре Людовиком XIV, а язык человеческой трагедии на фоне вывихнутого времени прозвучал в постановке «Войцек» Аттилы Виднянского мл.. Эти и другие театральные языки и наречия нашли общий язык с многоязычной публикой.
Знаменитые величественные и изящные мосты Будапешта наверняка послужили вдохновением для организаторов MITEM, потому что строительство культурных мостов – это основная миссия фестиваля и театрального форума. Здесь успешно преодолеваются идеологические и политические противоречия, которые просто не пускают в зал театра. Отсутствие лицемерного «прекраснодушия» и «приторности» – черта фестиваля, которому при этом удается демонстрировать острые углы, но не ранить ими…
Выставки, кинопоказы, дискуссии, профессиональная площадка, премьеры и гастроли, а также «фестиваль в фестивале», – все это MITEM. Симфонию и взаимопроникновение искусств воплощает и интегрированный в программу – фестиваль Синергия. Акцент фестиваля сделан на языковых и этнических меньшинствах. Сохранение редких языков и поиск нового художественного языка – фестиваль Синергия транслирует свою культурную миссию, распространяющуюся далеко за пределы театральных подмостков. Мультикультурализм и лингвистическое разнообразие, а также внимание к обычно недооцененным национальным театрам, – все это стремится воплотить фестиваль, основанный в Сербии, но легко преодолевший географические границы, также как его спектакли преодолевают языковой барьер между сценой и зрителями.
Культура открытости, любознательности и понимания – это три доминанты, объединяющие Театральную Олимпиаду и, по сути, ее финальный аккорд – Madách International Theatre Meeting.
Девизом Театральной Олимпиады были строки «О человек, борись и уповай» выдающегося венгерского поэта и драматурга Имре Мадача из его magnum opus «Трагедия человека». Девиз MITEM тоже взят из этого произведения и звучит как «Не лишай меня моей веры в искусство». Именно вера сегодня, по мысли организаторов фестиваля, – та доминанта, тот фундамент и моральная опора, которая помогает преодолевать ежедневные нокауты новостей и помогает не заблудиться в веренице серых и черных оттенков века. Вера в искусство, человека, в высшие силы, в себя, в завтрашний день, в рассеивающийся мрак, в свет, в милосердие, в справедливость, все-таки, пусть и с опозданием, но торжествующую, в первый крик рожденного для счастья нового человека…