Стать предпринимателем сегодня может каждый. На YouTube выкладывают тонны видеоконтента, посвященного открытию и ведению бизнеса. Однако есть и другой способ выхода на рынок, который многие упускают из внимания – покупка франшизы. Разберемся, что эффективнее: бесплатные уроки для начинающих предпринимателей на Youtube или готовый опыт франчайзера
Что такое франчайзинг и зачем он нужен
Можно привести массу умных определений из энциклопедий, популярных статей, законодательных актов (к слову – в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие франчайзинга), но давайте попытаемся объяснить простыми словами.
Франчайзинг – это взаимовыгодные партнерские отношения, которые начинаются с купли-продажи франшизы. Франчайзер – владелец бренда и бизнес-модели, права на использование которых он может передавать на тех или иных условиях. Франчайзи – покупатель, которым может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Франчайзи покупает право (франшизу) распространять продукцию или оказывать услуги под брендом франчайзера, а также использовать созданные в рамках этой франшизы управленческие системы и бизнес-технологии.
Расширение за счет франшиз сокращает вложения и риски франчайзера, приносит известность бренду и увеличивает прибыль. Франчайзи, в свою очередь, получает поставщиков и контрагентов, рекламу и готовый бизнес-план. С другой стороны – франчайзер, предоставляя возможность работать под своим брендом, должен иметь устойчивое намерение не только получать с продажи франшиз прибыль, но и развивать свои сервисы для партнера и заботиться о его доходах и развитии. В этом случае у франшизы больше шансов положительно влиять на развитие бренда. Но увы, не все франчайзеры готовы брать на себя такую ответственность. Ведь для этого у них должны быть подходящие компетенции. Поэтому к выбору франшизы для покупки стоит подходить с умом.
История франчайзинга. Об испанской королеве, швейных машинках и общепите
Как и когда появился франчайзинг, точно не известно. Мнения расходятся. Кто-то скажет, что первую «франшизу» получил Христофор Колумб, когда испанская королева Изабелла I Кастильская в XVI веке отправила его развивать торговлю с Новым светом. Кто-то ответит, что средневековая франшиза была у британских подданных, которым короли от лица короны разрешали использовать особые места для торговли, а также осуществлять сбор налогов на определенных территориях.
Самой близкой к современному франчайзингу считают схему продаж и обслуживания швейных машин Исаака Зингера. Еще в далеком 1851 году его компания Singer Sewing Machine Company заключала с дистрибьюторами своего товара договор на передачу франшизы, по которому им передавались права на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.
Активное развитие франчайзинга в США в привычном для нас виде пришлось на вторую половину ХХ века – после того, как в 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald's System, Inc. Именно эта компания впервые передала вместе с франшизой и целую систему ведения бизнеса – что является основой франчайзинга в современном виде.
В России франчайзинг широкое распространение получил в конце 1990-х – начале 2000-х. В это время наряду с франшизами известных западных брендов на рынок вышли и отечественные в самых разных отраслях: быстрого питания, IT-технологий, розничных продаж и бьюти-индустрии. К примеру, 1С, X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток») и так далее.
Одним из пионеров этого движения стала сеть имидж-лабораторий ПЕРСОНА ™, основанная в 1994 году. Сегодня она занимает лидирующие позиции на рынке как по качеству оказываемых услуг, так и по количеству франчайзи – их у нее более 110.
По данным анализа BUSINESSTAT, в 2023 году в нашей стране работает более 3 тысяч франшиз в более чем сорока отраслях. В 2017-2021 количество точек франчайзи увеличилось на треть: с 204 тыс. до 271 тыс. Появилось множество новых направлений в таких сферах как IT-технологии, реклама и маркетинг, доставка и пункты выдачи заказов. Ожидается, что в 2023-2026 гг. темпы роста достигнут уровня 3-8% в год. Рынок будет расти по мере замещения западных франшиз и развития более гибких моделей франчайзинга и государственных программ поддержки предпринимательства.
Интернет-гуру против франшизы. Преимущества проверенной бизнес-модели
В эпоху повсеместного распространения бесплатного видеоконтента и онлайн-уроков расцвело инфоцыганство. Это вид мошенничества: некий гуру из интернета продает путь к успешной жизни за деньги, хотя на практике он бесполезен, а внесенную оплату недовольным ученикам не возвращают.
Однако есть и второй вид интернет-гуру – те, кто бескорыстно делятся своей историей и советами. Такие умеют учить, лечить, играть в футбол, правильно вкладывать/тратить деньги – и, наконец – та-да-да-дам – управлять любым бизнесом. Этими поистине сакральными знаниями они готовы поделиться буквально со всеми окружающими. Через разговоры на диване и на лавочке в сквере, социальные сети и, конечно же, YouTube – лидирующую видеоплатформу мира.
Неопытные бизнесмены (а бизнесвумен, в первую очередь, конечно), подумывая об открытии собственного бизнеса, в поисках наставлений и понятных схем просматривают множество уроков, лекций, курсов и прочих форматов обучающего видеоконтента. Экономия времени – главный стимул для его просмотра. Как правило, информация уже отобрана и систематизирована, и остается только впитывать краткие выводы и ровные столбцы обобщающих таблиц. Казалось бы, это легкий путь к получению знаний.
Среди YouTube-блогеров, конечно же, могут найтись настоящие профессионалы из разных сфер деятельности, из бизнеса в том числе. Но их не так много, а количество халтурщиков зашкаливает. К тому же, проверить действенность советов из видео можно только на личном опыте – и велика вероятность отсутствия результата. То же самое касается отобранной блогером информации: правдива ли она, как это узнать?
Бессистемность бесплатного видеоконтента зачастую не экономит, а отнимает время. Он обрывочен, не составляет комплексного понимания, не предлагает конкретного вектора развития. Платные онлайн-курсы дают краткие и обобщенные выкладки, но отпугивают людей из-за цены и отсутствия гарантий: может быть, у вас получится, а может быть, и нет. То есть даже платный курс не предоставит готовой и надежной бизнес-модели.
Зато это может сделать франшиза. Вы приобретете не только право на торговлю или оказание услуг под известным брендом, но и поддержку материнской компании. А у нее уже есть проверенные алгоритмы работы.
7 причин, почему франшиза, а не YouTube
✔ Главная ценность в системе! А еще в ответах на вопросы, которые из-за отсутствия опыта вы еще не успели сформулировать. Преимущества франшизы – это выигрыш в сроках и результатах. Купил, набрал побольше воздуха в грудь, отработал – начал применять, получать результат.
✔ Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкции» – стандарты и кейсы по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
✔ Снижение рисков. Работая по франшизе, вы не только становитесь частью сообщества, не остаетесь наедине с возникающими вопросами и проблемами, но и можете решать их на основе опыта франчайзера и других партнеров сети ("материнской" компании и других "членов семьи").
✔ Надежные (проверенные) поставщики продукции для ведения вашего бизнеса с корпоративной системой скидок и бонусов. Франчайзинговые сети для компаний-поставщиков – гарантированный объем товарооборота (сбыта), поэтому партнеры — франчайзи — имеют самые лучшие коммерческие условия на рынке и множество дополнительных преференций.
✔ Круг лояльных к известному и востребованному бренду потребителей, обеспечивающих комфортный и более быстрый выход на рынок.
✔ Возможность ознакомиться с бизнесом до инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения франчайзера и его действующих франчайзи, как собственных, так и партнерских.
✔Вы – владелец собственного бизнеса, экономически и юридически обладаете самостоятельностью и несете собственную ответственность, несмотря на контроль и определенные ограничения со стороны франчайзера.
Интернет крадет деньги и время и не дает никаких гарантий. Поэтому я абсолютно точно убеждена, что франшиза — это все-таки самый короткий и наименее тернистый путь к прибыли и успеху при ограниченных инвестициях (относительно небольших вложениях). Конечно, обычно франшизы не приносят сверхприбыли. Но ведь не требуется и сверхусилий для открытия и ведения бизнеса.
Так что – каждый выбирает для себя.