Гималаи – мекка высотного альпинизма
В октябре этого года мне довелось побывать в Непале, где я занимался восхождением на горные вершины Гималаев, которые называют «меккой высотного альпинизма». Они состоят из нескольких наиболее высоких вершин в мире, включая Эверест с высотой в 8 848 метров, которые становятся серьезными вызовами для альпинистов, требуют специальной тренировки и подготовки.
Гималайские горы с богатой историей альпинизма славятся своей величественной красотой и живописными пейзажами. Восхождение на вершины Гималаев открывает невероятные виды на снежные пики, заснеженные хребты, ледники и пустынные долины, что делает их привлекательным местом для альпинистов со всего мира, стремящихся проверить свои силы, преодолеть границы и насладиться потрясающими пейзажами.
При этом для восхождения на горы Гималаев нужны определенные навыки альпинизма и специализированное снаряжение для преодоления сложных участков с ледопадами, крутыми скалами и смертельно опасными шурфами. После восхождения на Ама-Даблам – вершину в Гималаях с высотой главного пика в 6 814 метров, я задумался о том, что у альпинизма и бизнеса много общего, и пришел к следующим выводам.
Альпинизм и бизнес: что объединяет эти сферы
1. Постановка целей. Как в альпинизме, так и в бизнесе важно иметь четкие и конкретные цели. В альпинизме это может быть достижение вершины горы, в бизнесе – достижение определенного уровня дохода или рыночной доли. Для успешного достижения целей важно тщательно подготовиться и оценить собственные силы.
Много раз видел, как подготовленные к восхождениям люди в хорошей физической форме и с достойным снаряжением не смогли правильно распределить свои силы и не справились с поставленной задачей. А менее подготовленные альпинисты, но более спокойные и уравновешенные, как раз доходили до конца – может, не так быстро, но все же покоряли вершины. То же самое и в бизнесе: наличие на старте нужных финансов и идей еще не гарантирует успешного финала.
2. Планирование. Как альпинисты составляют свои маршруты и собирают необходимое снаряжение, так и предприниматели планируют свои стратегии и ресурсы для достижения поставленных целей. Хорошо составленный план позволяет разбить большую задачу на более мелкие, конкретные шаги. Это помогает упорядочить процесс достижения цели и сделать его более управляемым.
Планирование помогает сосредоточиться на наиболее важных и эффективных задачах, оптимизировать использование доступных ресурсов, в том числе, временных, финансовых или человеческих. Кроме того, планирование позволяет создать четкую и структурированную картину будущего, что мотивирует команду или самого себя, а также дает уверенность в достижении поставленных целей.
Планируя поход в горы, важно выбрать надежный сервис для организации восхождения, толкового и опытного гида, а также страховку, которая должна покрывать спасательные работы. При первом восхождении к вершине ты будешь по нескольку раз сверяться со списком нужных вещей, который тебе прислали, чтобы не забыть что-то важное. В бизнесе то же самое: первые шаги будут неумелыми, как по хрупкому льду, а затем придет уверенность, и заходить в какие-то новые бизнес-проекты будет намного проще.
3. Управление рисками. Альпинисты лицом к лицу сталкиваются с рисками, и им необходимо принимать рациональные решения, оценивая свои возможности и условия в горах. В бизнесе также существует риск, и предпринимателям нужно уметь прогнозировать и минимизировать риски.
Альпинистам и бизнесменам нужно всегда соизмерять, насколько оправдан тот или иной риск и в какой момент стоит принять решение о развороте – окончании экспедиции или бизнес-процесса. Например, когда альпинисту стало плохо на высоте, то нужно спуститься ниже, где больше кислорода, чтобы не подорвать здоровье. В бизнесе схожая ситуация: не стоит бояться вовремя остановиться и обдумать дальнейшие действия из-за возможных рисков.
Альпинизм и бизнес – не про победу любой ценой.
Потому что как только ты оказался на вершине – это только полпути. Знаю на своем опыте, что спуск бывает не легче подъема. А на сложных горных вершинах, как и в непростых ситуациях в бизнесе, нужно быть вдвойне собранным, адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее.
Например, если ты ощущаешь симптомы высотной болезни или понимаешь, что можешь обморозить пальцы и остаться инвалидом, то рисковать точно не стоит. То же самое и в бизнесе: адекватная оценка ситуации позволит обходить стороной сомнительные и рискованные схемы, которые могут привести не только к большим убыткам, но и к полной потере своего дела.
4. Командная работа. В альпинизме и бизнесе важно умение работать в команде. Группа альпинистов должна быть слаженной и доверять друг другу, чтобы успешно справиться со сложными восхождениями. В бизнесе эффективная командная работа также становится ключевым фактором успеха.
Сегодня альпинизм – грамотно организованный сервис, в чем есть и плюсы, и минусы. Плюсы в том, что всегда можно хорошо отдохнуть в базовом лагере перед сложным восхождением, надеяться на помощь спасательного вертолета в экстремальной ситуации и даже принять душ на высоте до 4,5 тысяч км.
Из минусов то, что теперь в альпинизме появилось много дилетантов, которые приезжают на треккинг без какого-либо опыта. Поэтому очень важно, с кем из участников ты отправишься в экспедицию. Потому что одно слабое звено может подвергнуть риску абсолютно всех: спустить камень на голову или улететь в пропасть и потянуть за собой других участников восхождения.
Альпинизм – классный тимбилдинг. В этот раз я был в горах с партнером, с которым начинаем новое бизнес-направление. Конечно, такое взаимодействие в экстремальных условиях сближает, позволяет понять, насколько адекватно ведет себя партнер в непростых ситуациях и реагирует на них. Как у Высоцкого в «Песне о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой – там поймешь, кто такой».
Кстати, у меня даже возникла идея, организовать для своей команды треккинг в Гималаях. Конечно, при условии, что будут выполнены определенные бизнес-показатели и люди захотят оценить трекинг к базовому лагерю Эвереста. Вероятно, что для некоторых интереснее будет слетать на Мальдивы.
5. Устойчивость к стрессу. Альпинисты и предприниматели часто сталкиваются с ситуациями, требующими быстрого принятия решений и умения сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.
У альпинистов есть такое понятие – «прилипнуть». Оно означает остаться без движения или остановиться во время восхождения на гору из-за непредвиденных трудностей, неблагоприятных погодных условий, недостатка необходимого оборудования или утомления. В таких ситуациях нужно быть максимально стрессоустойчивым и способным принять верное решение о дальнейших действиях, потому что от этого зависит твоя жизнь.
В бизнесе тоже можно «прилипнуть». Например, когда предприниматель сталкивается с непредвиденными проблемами, которые затрудняют путь к успеху или задерживают выполнение поставленных задач. В целом, стрессоустойчивость помогает создать более здоровое и успешное рабочее окружение, повышает производительность и способствует достижению целей в бизнесе.
Интересно, что к стрессу может привести не только само восхождение к вершинам гор, но и нахождение в лагере. Например, мне было непросто находиться в базовом лагере Ама-Даблам, когда оттуда ушли опытные группы альпинистов и остались «потерпевшие» – люди с обмороженными пальцами и другими травмами, не способные продолжить дальнейшее восхождение. Такая атмосфера в лагере подталкивала скорее его покинуть и уйти на штурм горных вершин, чтобы снизить уровень стресса.
6. Преодоление препятствий. Как альпинисты преодолевают физические и психологические препятствия в горах, так и предприниматели сталкиваются с трудностями и вызовами в своем бизнесе.
До того, как заняться бизнесом, я всю жизнь увлекался спортом: бегал марафоны, участвовал в лыжных гонках, преодолевал тяжелые этапы в трейлранинге. Но как только я занялся альпинизмом, то понял, что никакой спорт с ним не сравнится в плане преодоления препятствий и границ возможностей организма. Бывали сильные нагрузки из-за высоты и всех вытекающих отсюда последствий, о чем сообщал пульсометр на смарт-часах. Но осознание того, что твой организм способен многое преодолеть, заставляет идти вперед. Ты понимаешь: что нас не убивает, делает нас сильнее.
В альпинизме и бизнесе важно идти до конца, преодолевая препятствия, и не останавливаться на полпути. Некоторые участники восхождений не доходят до вершины буквально 100 метров, как и некоторые предприниматели не доводят до конца поставленные задачи перед самым финишем. Чаще всего альпинистам и предпринимателям, оказавшимся в подобной ситуации, не хватает настойчивости, физической и психологической выносливости, готовности к преодолению трудностей. Но регулярные тренировки, работа над собой и совершенствование навыков способны решить эту проблему.
Альпинизм и бизнес – челлендж с самим собой
Альпинизм и IT-бизнес схожи еще и тем, что это чаще всего челлендж с самим собой. Не важно, в каком темпе идет группа или работает команда. Альпинизм – это история про тебя и конкретно ту гору, на которую ты идешь. В IT-сфере, особенно в разработке, программист в хорошем смысле предоставлен сам себе, и он наедине с процессом, который выполняет.
В IT-среде существует выражение «trash in, trash out». Оно означает принцип, согласно которому качество выходных данных зависит от качества входных данных. Поэтому важно уделять должное внимание подготовке и проверке входных данных, а также использовать методы для их фильтрации, очистки и проверки на корректность, чтобы получить более точные и надежные результаты. В альпинизме такая же ситуация: если ты не подготовился должным образом к восхождению (не взял подходящее снаряжение и форму, не акклиматизировался), то попасть на вершину горы вряд ли получится, и существует вероятность остаться в снегах навсегда, как уже случалось с сотнями альпинистов.
И в альпинизме, и в бизнесе ключевым фактором успеха является развитие личных качеств: уверенности в себе, упорства, выносливости и готовности к постоянному самосовершенствованию. Достижение успеха в этих сферах – непростой челлендж, требующий от человека огромной работы над собой и постоянного прогресса.
А еще альпинизм и бизнес связывает фраза «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» из песни в исполнении Владимира Высоцкого, прозвучавшей в фильме «Вертикаль». Эту фразу можно связать с бизнесом, используя ее как метафору для поиска новых возможностей и вызовов, исследования неизведанных областей. В мире бизнеса, особенно в конкурентной среде, важно искать и создавать уникальные и инновационные решения. Только открываясь новым горизонтам и преодолевая сложности, можно достичь успеха в бизнесе, как и в альпинизме.