«Я родом почти из деревни»
Я родилась и выросла в небольшом поселке в Чувашской республике – Козловке. Это населенный пункт на берегу Волги, в котором никогда не жило больше 15 тыс. человек. Когда мне было девять лет, мама начала работать в структуре «Газпрома» на Ямале, и большую часть времени меня воспитывала бабушка. До шестого класса я училась очень хорошо, была круглой отличницей, но в седьмом начались возрастные изменения, мальчики, друзья-подружки, и учеба мне стала резко неинтересна. Дошло до того, что в конце года родителей вызвали в школу и сообщили, что я могу остаться на второй год. И в этот момент мама сделала вещь, которая буквально изменила всю мою жизнь.
Она не стала меня ругать и воспитывать, а провела, как сейчас бы сказали, мотивационную беседу. Мама сказала, что в будущем у меня будет масса возможностей в жизни, но если я сейчас брошу учебу, я не смогу ими воспользоваться. А чтобы немного усилить мотивацию, она отправила меня в Грецию с газпромовскими детьми со всей страны. Я тогда не только за границей оказалась в первый раз, я даже в Москву приехала впервые, сходила там в McDonalds и была в непроходящем шоке от происходящего. Меня удивило и зацепило, что практически все мои сверстники от Москвы до Хабаровска в свои 13 лет имели четкие цели в жизни, знали, кем хотят стать и что для этого нужно делать.
Когда вернулась в Козловку, я крепко задумалась о том, кем хочу стать и чего хочу от жизни. Первое решение, которое для себя приняла – углубленно заниматься английским, потому что вся поездка в Европу была на этом языке, и я поняла, что это необходимый навык, которым я владею очень слабо. Помимо английского я взялась и за учебу в целом. Было очень трудно, потому что пришлось фактически нагонять программу за седьмой класс, но я справилась и закончила год на «четыре» и «пять». После девятого класса я решила поступить в лицей при Чувашском госуниверситете, но оказалось, что уровень других детей гораздо ниже, соответственно и качество обучения меня разочаровало. Во второй четверти я вернулась в свою школу, где попала в физико-математический класс. В это время я принимала участие во всех олимпиадах по английскому языку, пошла на подготовительные курсы от Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов и в итоге без экзаменов поступила туда в 2005 году.
Пафос, разбитые мечты и первая работа
Я была невероятно горда собой, что за эти годы смогла добиться многого и, главное, попасть в престижный вуз, после которого могла бы работать по любимой специальности – переводчиком. Однако эти мечты омрачались одним обстоятельством. Вместе со мной учились дети из очень обеспеченных семей, и пафос буквально был растворен в воздухе. Мне нравилась учеба, но находиться в этой атмосфере было настолько тяжело, что после второго курса я перевелась в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, сейчас это Санкт-Петербургский государственный институт культуры. В итоге я закончила ВУЗ с красным дипломом. Но, вот беда, к пятому курсу я поняла, что перспектива работать переводчиком меня совершенно перестала греть и вдохновлять. К этому моменту я осознала, что мой гуманитарный диплом нужен «для галочки», а какую строить карьеру – пока было совершенно непонятно. Как это обычно и бывает, помог случай.
На пятом курсе я решила начать работать и устроилась в небольшой отель, который только недавно открылся в центре Петербурга. За два года я набрала неплохой опыт – выросла до старшего администратора. Я занималась встречей гостей, формированием смен, работой с отзывами клиентов. Так началось мое знакомство со сферой HoReCa. Мне нравилась работа, но хотелось более адекватного графика, и подруги по университету предложили перейти к ним в кафе на должность официантки, и я согласилась.
За несколько месяцев я очень хорошо освоила новую профессию – входила в топ рейтинга по количеству заказов, по чаевым. Но я понимала, что хочу большего, и когда собственники заведения Леонид Комиссаров и Андрей Афиногенов запустили новый бизнес по автоматизации ресторанов, компанию Open Service, решила попробовать себя на должности менеджера по продажам.
Офис без окон и «Желтые страницы»
Мне дали бумажные буклеты с информацией о системе автоматизации iiko, чтобы я изучила продукт и после этого пришла на собеседование. Я усвоила всю информацию, пришла на встречу, но там меня ждал сюрприз: когда я начала рассказывать все, что узнала из тех мануалов, меня остановили и предложили спеть песню. Я была в шоке, но собралась и начала петь, а в ответ услышала: «Молодец, круто. Выходи на работу». Оказалось, что это была такая проверка на то, как я реагирую на выход из зоны комфорта и стрессовую ситуацию. Проверку прошла.
Я всегда мечтала, что буду работать в офисе, но когда пришла по адресу, была, мягко сказать, удивлена. Там не было никакого кабинета с персональным столом, стулом, шкафчиком, чтобы поставить туда кружку, которую я из дома взяла. Это было смежное помещение между двумя комнатами другого офиса, по сути, что-то вроде коридора. Там не было окон и дверей, был общий стол, справочник «Желтые страницы» и один стул на двух менеджеров – «можете по очереди приходить работать».
При этом могу сказать, что это был, пожалуй, лучший опыт в моей жизни, который позволил наработать сильнейшие компетенции. Мы обзванивали клиентов, дрались за стул, назначали встречи. Андрей Афиногенов выезжал с нами к клиентам. У него была Volvo 1974 года (на дворе 2010 год), мы ехали на ней к клиенту, парковались за пару кварталов и пешком с очень уверенным видом, с ноутбуками приходили на встречу. Поскольку я изучала техническую часть, то помогала устанавливать систему, проводила необходимое обучение для сотрудников и постоянно была на связи, если вдруг возникали проблемы. Я получила экспертный опыт во всех циклах от продаж до поддержки, разобралась с ожиданиями и потребностями клиента и сейчас в любой вопрос могу вникнуть без проблем.
Через восемь месяцев я решила, что хочу расти дальше, и отправилась покорять Москву. С большим трудом устроилась на должность менеджера прямых продаж в офисе iiko, где пришлось конкурировать с четырьмя опытными менеджерами, которые не воспринимали меня всерьез. На третий месяц я начала запускать автоматизацию у клиентов, и, поскольку работала по тем же принципам, что и в Санкт-Петербурге, с персональной поддержкой 24/7 и готовностью помогать, включилось «сарафанное радио». Весь 2012 год ушел на то, чтобы завоевать репутацию в компании, и в начале 2013 я уже перевыполняла план на 400%. По всем признакам год должен был стать прорывом в карьере, но через месяц я узнала, что жду ребенка. Весь год я проработала удаленно, но после рождения малыша решила уйти в декрет на полтора года.
Гендиректор из декрета
Через полтора года, в августе 2015, мне позвонил Андрей Афиногенов и предложил возглавить московский офис их компании, поскольку они созрели к межрегиональной экспансии. Я согласилась, потому что это не только родная фирма, с которой я начинала работу и очень много вложила своего труда, но и уникальные карьерные возможности. В 2016 году мы стали расширять региональную сеть – зашли в Екатеринбург, Казань, Сочи, Новосибирск.
В 2018 году акционеры компании Леонид Довбенко, Андрей Анфиногенов и Игорь Лазуткин с головой ушли в новый стартап и уже не могли уделять достаточно времени основному проекту. Пришло понимание, что устоявшаяся система управления не справляется, и нужно что-то менять. В марте 2018 года они пригласили меня на встречу и предложили рассмотреть должность генерального директора всей компании. Я на тот момент управляла, и неплохо, московским офисом и проектами в Казани и Сочи, но считала, что опыта для такой высокой должности не хватает. Мне предложили испытательный срок на три года и варианты «отступления» на случай, если не справлюсь. В итоге 1 июля 2018 года я стала генеральным директором в компании, где начинала работать в коридоре без окон и одним стулом на двоих.
По лезвию ножа
Я взялась за работу и осознала , что не понимаю, как управлять такой махиной. Она оказалась разрозненной, были, по сути, два контура с центрами в Москве и Санкт-Петербурге – с разными подходами к бизнесу и экономике, разными метриками и инструментами. Практически все следующие четыре года ушли на то, чтобы провести полную реорганизацию компании, при этом не сломав ее.
Первое, что было сделано – создана централизованная структура с коммерческим департаментом, который занимался продажами на всех территориях присутствия, производственным отделом и т. д. Я постоянно ощущала себя на лезвии бритвы – как сделать новое, не сломав старое? Это был очень тяжелый путь: нужно было перестраивать не только систему управления и мотивации, но и людей, выводить их из зоны комфорта, менять взгляды, придумывать новую миссию. На это ушло четыре года, на которые выпали пандемия и геополитические изменения. Тем не менее, за это время выручка компании выросла в восемь раз, количество сотрудников – в пять, количество клиентов – в 10. А значит, все сложные решения и эта рутинная работа по перестройке компании были правильными.
Как сделать карьеру, сохранить семью и не сойти с ума
Семья и бизнес во многом похожи. По сути, в обоих случаях это смесь управления и ожиданий от коллег или членов семьи. Когда цели сходятся, тогда и в семье будет все хорошо. У меня всегда было много амбиций, я огромную энергию отдавала карьере. Мой первый муж был лишен таких амбиций, его цели в жизни были более приземленными. Спустя семь лет стало понятно, что наши цели совсем не совпадают, и мы просто разошлись. В текущем браке ситуация с точностью до наоборот – наши амбиции, цели очень сильно похожи, мы вместе лучше понимаем, куда нам двигаться и в бизнесе, и в семье. Это дает нам обоим энергию, возможности, и мы просто вместе идем вперед.
Сыну уже 10 лет, и я мечтаю еще раз стать мамой, хочу показать, что бизнес, предпринимательство не должно быть препятствием для того, чтобы быть прекрасными родителями.
Многие задают вопрос – как все успеть, как не выгореть на работе, как сохранить психологический ресурс на семью и развитие бизнеса. У меня есть свои внутренние практики, которыми я занимаюсь довольно давно. Мы системно работаем с психологом, разбираем внутреннее состояние, проводим практики медитации. Это позволяет перезагружаться и очень чутко следить за собой.
Что касается выгорания, то оно происходит часто из-за того, что приходится делать слишком много работы самому. Я два года занималась выстраиванием сильной команды топ-менеджеров, которые понимают меня с полуслова, говорят на языке решений, а не проблем, которые полностью закрывают тот фронт работ, за который несут ответственность. И вот эта смена отношений с топ-командой сняла очень много причин выгорания. Эти люди близки мне по целям, а я не трачу дополнительную энергию, чтобы объяснять им, как делать свою работу.
Я не стала переводчиком, как мечтала в школе, но достигла гораздо большего. Я никогда даже не думала, что буду управлять международным бизнесом и руководить сотнями сотрудников. И всегда буду благодарна маме за то, что она в седьмом классе смогла замотивировать меня и дать импульс, который до сих пор ведет меня по жизни.