Как появилась идея нового бизнес-направления
Поскольку моя основная IT-деятельность связана с дизайном, меня пригласили поучаствовать в проекте по созданию спортивной одежды в качестве эксперта, в дизайне и спорте. У российского партнера, который предложил сотрудничество, – крупный бизнес по поставкам текстиля из Китая и производству детской одежды, а также начинающий бренд спортивной одежды, которая меня всегда интересовала, поскольку я увлекаюсь многими спортивными дисциплинами. Поэтому я согласился помочь с реализацией интересного мне проекта.
Если говорить в целом о дизайне, то он важен в любой сфере, а не только в производстве моделей одежды. Удачный дизайн делает любой продукт презентабельнее, поскольку люди изначально все считывают и воспринимают именно глазами.
Производить новую коллекцию одежды решили именно в Китае, куда и отправились в конце ноября, причем без особой подготовки, поскольку поджимали сроки. Конечно, существует определенный алгоритм в разработке дизайна одежды и макетов, согласования цветов и образцов заказов, но мы как люди уже с определенным опытом в бизнесе решили разбираться с деталями на месте.
Кстати, такие на первый взгляд опрометчивые решения часто приводят к хорошим результатам в бизнесе, поскольку в стрессовом режиме может получиться что-то действительно креативное. В нашем случае так, скорее всего, и будет. К тому же мы ехали в Китай уже с определенной базой наработок. Например, лыжные костюмы, произведенные компанией моего партнера, пользуются хорошим спросом у покупателей и, что самое важное, для меня, отвечают высоким стандартам в области дизайна, иначе я бы не взялся за этот проект.
Бизнес в Китае: основные цели поездки в Поднебесную
Основная задача поездки заключалась в доработке и улучшении качества уже существующих спортивных костюмов, которые были произведены в России. Чтобы добиться на родине такого же качества одежды, как в Поднебесной, нужны огромные затраты на оборудование, которое стоит невероятно дорого.
В Китае для пошива одежды часто используется даже не местное оборудование, а корейское или европейское. При этом производство организовано на высоком уровне, в чем я смог лично убедиться.
Например, в городе Цюаньчжоу мы зашли в здание, которое с виду напоминало обычный склад, но внутри производство было организовано и выстроено максимально эффективно, что заслуживает большого уважения. В России тоже существуют качественные мануфактуры, но стоимость производства изделий значительно выше, чем в Китае.
Мы доработали с китайскими партнерами спортивные костюмы и ожидаем готовые образцы в ближайшее время. Я уверен, что внесенные в дизайн изменения улучшат внешний вид одежды, качество которой тоже повысится, что поспособствует успеху нашего продукта и бренда.
Всего мы собираемся выпускать три направления спортивной одежды: спорт-кэжуал, зимняя коллекция для занятий лыжным спортом и летняя экипировка для бега в городе и по пересеченной местности. Как раз проработка летней спортивной коллекции была следующей задачей, которая стояла перед нами.
Нужно было срочно решить вопрос с материалом – найти замену того, который мы использовали ранее. Эту задачу тоже успешно решили и остались довольны результатом – прямо на месте подготовили образцы буквально за два дня. Как это было: мы выбрали материал, попросили изготовить футболку и лонгслив, нам сделали одежду, я ее протестировал на себе, мы одобрили изделия и заказали партию – все быстро и комфортно!
Кроме того, подобрали несколько вариантов материала для одежды в стиле кэжуал, линейка которой еще до конца не создана – сейчас она активно дорабатывается.
Что удивило в китайском производстве
Когда я своими глазами увидел, как налажено изготовление одежды в Китае, многие аспекты стали настоящим открытием: например, качество производственного процесса и продукции.
Кроме того, некоторая информация заставила снять розовые очки в отношении производства одежды.
Например, я узнал, что в изделия из 100% хлопка можно спокойно добавить 10% полиэстера и все равно указать, что ткань произведена исключительно из хлопка. Интересно, что так делают многие бренды, причем не только китайские, но и мировые.
Оказалось, что не существует какой-то законодательной базы, на основании которой за это можно привлечь к ответственности – какой-то коллективный сговор! Теперь я понял, почему мои хлопковые футболки не растягиваются и отлично держат форму, хотя настоящий хлопок так себя не ведет.
Могу точно сказать, что узнал много нового и полезного в Китае, но об эффективности поездки можно будет окончательно судить немного позже, когда нам доставят образцы продукции, она поступит в продажу, а покупатель проголосует рублем.
Надо понимать, что путь выхода одежды на рынок требует длительного планирования. Например, мы прорабатывали коллекцию летней одежды на сезон 2025 года. А крупные бренды смотрят уже на 2026 и 2027 годы, разрабатывая новые коллекции и маркетинговые стратегии.
В чем китайцы похожи на россиян в плане бизнеса и привычек
Когда мы проводили переговоры с бизнес-партнерами, то чувствовали, что во многом с ними похожи в плане гостеприимства. Например, на встречах с друзьями и коллегами по бизнесу я привык платить за ужин, особенно если я – принимающая сторона. Здесь существуют такие же правила. Один раз я предпринял попытку заплатить, но партнеры не оставили мне шансов этого сделать – они бы обиделись и подумали, что в наших отношениях что-то пошло не так.
Мой российский партнер уже более 20 лет сотрудничает с китайцами и выстроил деловые отношения со многими постоянными подрядчиками, с которыми они вместе растут в плане бизнеса. А некоторые иностранные коллеги за все эти годы уже стали настоящими друзьями.
Я увидел, что китайцы, как и наши отечественные бизнесмены, сильно настроены на результат и много времени посвящают работе. И мне есть с чем сравнивать. Например, в Швейцарии находится один из офисов моей компании и туда после определенного времени уже невозможно до кого-то дозвониться. Не важно, горят дедлайны или что-то срочно нужно, – люди работаю чаще всего строго по графику.
В этом, конечно же, есть определенные плюсы. Но иногда для достижения желаемого результат нужно немного больше постараться и даже переработать. Китайцы это четко понимают, в отличие от представителей некоторых других стран.
Китайцы показались мне эмоционально открытыми. Во время общения друг с другом в офисе они могут разговаривать на повышенных тонах или даже «закипать», особенно в процессе напряженной работы. Но по мне такая искренность лучше, чем фальшивая любезность.
Руководители китайских компаний очень схожи с российскими коллегами. Часто они вырастают до директоров предприятий из обычных рабочих с небольшим достатком – тружеников, знающие цену деньгам.
При этом китайские предприниматели могут поиграть в мировой бизнес-этикет: посидеть на встрече с бокалом вина, соблюдая все правила общения. Но если сместить вектор на открытый диалог, то окажется, что весь этот этикет им не важен – многие работали в детстве на рисовых полях и весь этот пафос им не по душе.
У наших народов схожая ментальность, поскольку определенные периоды истории протекали параллельно, особенно во времена СССР и правления коммунистических партий в обеих странах. Благодаря этому историческому периоду мы лучше друг друга понимаем, что сказывается как в деловом общении, так и в личном.
Вообще, китайцы – люди с юмором и не тяжелые на подъем. И если ты человек эмпатичный, то тебе будет легко с ними общаться.
Чем отличается ведение бизнеса в России и Китае
На самом деле я увидел больше сходств, чем отличий, но они все же есть. Например, Москву можно назвать развращенной в плане ведения бизнеса, поскольку предприниматели часто не держатся за клиента. Логика такая: рынок большой, у людей есть деньги, и если сегодня уйдет один клиент – завтра придет другой.
Китайский рынок тоже высококонкурентный из-за огромного населения, но борьба за клиента происходит по-другому – лучшим образом, на мой взгляд. Например, китайские компании не гнушаются небольших заказов, в чем мы убедились на собственном опыте. Наш китайский партнер сейчас выполняет заказ для одной из африканских стран – выпускает порядка 300 тысяч ветровок.
Мы же заказали на фабрике 500 наименований одного изделия, 500 другого в разных цветах, а общий объем составит в лучшем случае три тысячи единиц. При этом китайский партнер относится к нам ровно так же, как к клиентам с крупными заказами.
С какими сюрпризами довелось столкнуться на бытовом уровне
Прибыв в Китай, был приятно удивлен, поскольку чувствовал себя в этой стране комфортно, несмотря на языковой барьер и различия в мимике и жестах. Кроме того, страна показалась мне очень безопасной.
Например, в последний день пребывания в Гуанчжоу я приобрел супруге Юлии достаточно дорогое украшение и решил прогуляться от магазина до отеля пешком, что заняло более двух часов ходьбы. Я шел по темным улочкам с пакетом, на котором был указан известный бренд, и не переживал за свою безопасность. При этом в России или США я бы точно так не прогулялся, поскольку определенные проворные ребята могли бы быстро смекнуть, что у меня в пакете, и попытаться меня ограбить – лучше не рисковать.
Интересно, что на улицах Китая я не замечал людей, обеспечивающих безопасность, как и праздношатающихся бездельников – ощущение, что все жители работящие и заняты делом.
Кроме того, я почти не видел полных китайцев – максимум троих человек за две недели, что также говорит об определенном уровне развития общества. Хотя в беседах с местными жителями узнал, что лишний вес потихоньку появляется у детей, что связано с неправильным питанием и пищевыми привычками, пришедшими с Запада.
Оказавшись в Китае, я понял, что законы в каждой провинции могут сильно отличаться. Например, в одном городе обменять валюту можно прямо улице рядом с банком у так называемых менял, а в другом при обмене долларов можно столкнуться с настоящим квестом.
Зайдя в банк в Гуанчжоу, я прождал два часа, пока меня оформляли, фотографировали, смотрели визу и паспорт. В итоге деньги я так и не поменял, потому что мне сказали, что процедура долгая и неизвестно, сколько еще ждать. Еще два часа, что ли? Я просто ушел.
С некоторыми сложностями можно также столкнуться в кафе и ресторанах. Во-первых, меню будет полностью на китайском, во-вторых, никто не говорит по-английски – как в этом случае сделать заказ? В одном из элитных ресторанов у меня не захотели брать доллары в качестве оплаты – это тоже стало неожиданностью.
Вообще я заметил, что в Китае немногие знают английский язык – местному населению он не нужен, поэтому они не стремятся изучать иностранный. При этом нельзя сказать, что китайцы не любят приезжих. Наоборот, зачастую они очень приветливые. Жители Китая чувствуют себя самостоятельными, поскольку их страна с сильной экономикой производит абсолютно все необходимое для жизни: от продуктов питания до высокотехнологичной электроники.
Некоторые критикуют Китай за закрытость системы, но я пересмотрел свое отношение на этот счет. Да, в стране блокируют и фильтруют интернет, запрещая некоторые сайты и соцсети, но это помогает избежать деструктивного влияния на людей и сохранять богатые культурные традиции. Я поддерживаю определенную «закрытость» и возвращение к корням в нашей стране, но только другими методами и точно не такой ценой.
Стоит ли бояться россиянам вести бизнес в Китае
Могу точно сказать, что китайцы нас лучше понимают, нежели европейцы и вообще западные люди, что связано со многими историческими событиями. Поездка в Китай показала, что в стране комфортно вести бизнес и не стоит бояться налаживать связи с партнерами из Поднебесной
Если вы решите открыть бизнес в Китае, то желательно найти человека, который станет проводником в неизвестный вам деловой мир. Это может быть партнер с полезными контактами и опытом работы с китайскими компаниями, который знает особенности этикета или является носителем языка. К поездкам в Китай лучше всего готовиться заранее, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами: например, как у меня с обменом валюты.
Иногда я слышу от наших соотечественников предрассудки о том, что китайцы обманывают и кидают. Особенно много таких заявления от людей, занятых в торговле. Но когда они потом начинают сотрудничать с китайскими партнерами, то меняют свою точку зрения и говорят, что ошибались и вообще не понимают, откуда у них взялся подобный стереотип.
Кстати, наш бренд-менеджер уверен, что недобросовестностью в бизнесе отличаются как раз наши соотечественники, которые могут сделать заказ и потом не выходить на связь. А в Китае сейчас осознают, что работать нечестно совершенно неэффективно. Я прекрасно понимаю китайцев, которые с головой уходят в свою сферу деятельности и работают в таком режиме для получения максимально возможного результата.
Я бы с удовольствием приезжал в Китай чаще и расширял свой основной бизнес, поскольку вижу, как здесь успешно реализуют любые проекты. Китайцы открыты к сотрудничеству, и у них точно есть чему поучиться.
Обложка. Фото: Николай Данилов-Нитусов