Собственный капитал — этой цели Евгений Глухоедов достиг еще в младших классах.
За месяц мальчуган заработал тысячу рублей и спрятал ее в шкафу под носками. Первый опыт принесла работа помощником повара. С тех пор предприниматель постоянно развивается сам и развивает бизнес, создавая новые цели и новые эволюционные проекты.
Бизнес-партнер оказался соседом по парте
Сколько себя помню, у меня всегда водились деньги, я их копил с раннего возраста. Зарабатывал, чем мог и с теми, кто был на одной волне. Первым компаньоном стал одноклассник, у которого тоже имелась коммерческая жилка.
Нам тогда было лет по 9-10. Однажды он пришел в школу с сотовым телефоном без симки — на тот момент в Хабаровске вообще не было мобильной связи. И я ему предложил сдавать телефон за деньги в аренду другим ребятам. Друг согласился. На этом нам удалось заработать какие-то копейки на булочки и компот.
Дальше всплыла тема видеопроката. У моего отца тогда был в аренде комиссионный магазин в Хабаровске, а на входе бесхозный закуток. Его мы с приятелем и взяли в «субаренду».
Кассеты покупали по объявлениям, а некоторые и бесплатно отдавали. Мы все везли в прокат, выставляли, сдавали и реально зарабатывали.
Пробное инвестирование в китайские куртки
Потом, лет в 13-14, я долгое время работал на мойке, мыл машины. Параллельно занимался видеопрокатом. Плюс мы задумали новое дело. В Хабаровске тогда начала работать переправа через Амур, люди стали мотаться в Китай за вещами, и мы тоже захотели попробовать.
Но нас одних не пустили бы, поэтому мы пристроились к взрослым челнокам в качестве помощников с главной целью: набрать побольше заграничных товаров и перепродать с наценкой. В результате накупили там всяких шапок, курток и все распродали одноклассникам.
Лет, наверное, в 15 подключились к перекупке машин из Японии. Каждый выходной везли их на авторынок. И тогда же я увидел еще одну возможность: покупать машины и нанимать таксистов — такой вид дохода тогда был очень популярен, стихийные стоянки такси располагались на каждой остановке — на меня стали работать несколько человек.
Цепляющая рыбная тема
У меня имелись разные источники дохода, я бы сказал, микроисточники, но в совокупности они давали результат. В институте на парах я садился на задние ряды и собирал заявки от своих постоянных клиентов, продавал все подряд: семечки, жвачку, еще что-то. У меня к тому времени уже сильно развились навыки человека, способного продать все что угодно.
Со мной в группе учился парень, который предложил заняться готовой рыбой — соленой и копченой. Мы объединили усилия: он решал вопросы с покупкой, я — с продажей. Возили рыбу из Охотска, сначала в микроскопических объемах. Я распространял продукцию по палаткам, по рынкам. Это был такой ремесленный процесс, и работали мы вдвоем. Где-то через год партнер потерял к нему интерес, и каждый пошел своей дорогой.
Но меня эта рыбная тема зацепила, хотя тогда я не различал, чем селёдка отличается от корюшки, как определить её сорт, как вообще понять, какой она свежести.
Я объявил постоянным клиентам, что канал поставки вкусной рыбы закрылся. А они предложили остаться в рыбной отрасли, только продавать заморозку. И я начал возить замороженную рыбу из Владивостока.
Работал на уровне «купеческого слова» и достаточно успешно реализовывался как самостоятельный предприниматель. Но так как моя бизнес-судьба изначально складывалась на основе партнерства, то и здесь в итоге прозвучала эта тема.
Партнеры меняются, бизнес расширяется
Новым компаньоном стала одна из постоянных покупательниц, она взяла на себя закупки замороженного продукта, я реализацию. В деле, помимо нее, появились бухгалтер и водитель, развозивший товар по точкам. В таком формате мы существовали около трех лет. И тоже разошлись.
К сожалению, у партнерского бизнеса такая ментальность: многие, думая, что это временное явление, не пытаются его сохранять и развивать. Я же считаю, что это настоящий бизнес-процесс. Если к этому относиться, как к бизнес-проекту, в котором ты регулярно осуществляешь менеджмент, то бизнес на основе партнерства может развиваться и приносить плоды бесконечно.
Потом появился очередной «напарник», менеджер крупной компании, с профессиональным образованием и обкатанными навыками.
И новая цель: сделать совместную компанию и заняться реализацией через торговую сеть. Он понимал, как это работает, как строится категорийный менеджмент, что такое матрица закупок, наценок.
Мы просуществовали около 3-х лет, но он вынужден был переехать в Краснодар, а я выкупил его долю — чисто номинально — ни твердых активов, ни контрактов, ни бренда еще не было в помине. При этом у меня уже сформировалась команда, появился исполнительный директор, бухгалтерия, отделы продаж и реализации. В 2012-2013 году я стал одним из крупнейших трейдеров в Хабаровском крае, а также торговал по всей России.
Отсутствие туалета ускорило развитие
Массу проблем в процессе работы мне создал дефицит холодильных-морозильных площадей. На тот момент рыбопродукцию в Хабаровске можно было хранить только на хладокомбинате. Мест постоянно не хватало, а из-за нарушения температурного режима могли возникнуть вопросы к качеству продукции.
К тому же меня и сотрудников не устраивал офис, он был не совсем стандартный. Я арендовал участок земли, а на въезде стояла будка охраны — большой деревянный КПП, вот в нем мы и располагались. Сделали там неплохой ремонт. Но! Туалет находился на улице. И каждую зиму, в минус 30−40 градусов, героический поход девочек из бухгалтерии в туалет заканчивался трагедиями и написанием заявлений на увольнение.
На протяжении пары лет я испытывал турбулентность: терял кадры, находил, опять терял. И у меня сформировалась цель: хочу иметь что-то свое, купить 20 соток земли, и построить офис со всеми удобствами. В результате в течение года я купил участок, но не 20 соток, а 250.
Все получилось как будто само собой. Люди в окружении узнали, чего я хочу, стали предлагать варианты. Пошли мне навстречу, позволили рассчитаться не сразу, а постепенно, хотя мы с ними не были близко знакомы.
Склад с листочков стал реальностью
На новом месте я привел в порядок здание, соорудил там офис с туалетами, душевыми, гардеробными. Но главное, что я решил кейс с профессиональным температурным хранением, начав строительство складов, на тот момент еще не думая, что в 2023 году это вырастет в достаточно перспективный, твердый бизнес.
В 2015 году мы с моим будущим партнером (на тот момент он был топ-менеджером в одной из компаний-подрядчиков, с которыми я работал) купили участок. Но у него были опыт и знания, как строить, что строить и потенциально — что будет востребовано на рынке.
За 5 лет появился логистический парк. Мы зашли в этот проект и вместе построили 15 тысяч квадратных метров профессиональных мультитемпературных складов для хранения и обработки продуктов питания.
Чертили на тетрадных листочках, создавали проекты и, наконец, построили то, что на сегодняшний момент колоссально востребовано в регионе. То, чем активно пользуемся и развиваем.
Одна из моих сильных сторон — находить контакт с людьми и вовлекать в свои идеи. Я просто делюсь планами, объясняю, с какой целью этим занимаюсь. Общаемся, находим общий интерес — есть контакт! Возникла инициатива построить склады, но у меня не хватило денег. Я позвонил своему будущему партнеру, спрашиваю, у тебя есть деньги? Он отвечает, нет, но если я продам гараж и квартиру, то у меня будет около 20% от нужной суммы. Он мне поверил и действительно все продал.
В результате мы просуществовали пять лет, и в 2020 году партнер предложил выкупить его долю. Через год я стал единственным владельцем компании и логистического парка.
Бизнес + менеджмент = бомбическая сила
Парк тогда существовал просто как объект под аренду, но без особой экономической эффективности. Я начал искать пути, чтобы превратить его в прибыльный. Взялся за рычаги управления этой компанией как СЕО. Создал просто космический офис, люди приезжали, удивлялись, как можно в промзоне сделать такое.
В Москве я случайно познакомился с Александром Басенко — человеком с глубоким знанием и пониманием логистики. Весь 2021 год мы общались, обсуждали разные идеи. Он в Москве, я в Хабаровске, так и работали. А в конце года захотелось написать стратегию развития на 5 лет.
Мы поняли, что если сложить перспективный бизнес и крутой менеджмент, то точно получится бомба. То есть акционерное общество с логистической структурой: складами и транспортом, доставляющим продукцию. С рыбопромысловым и перерабатывающим предприятиями. С ритейлом внутри компании. И как минимум одним IT- и фудовым стартапом. Все это мы расписали на пять лет вперед, имея в наличие почти убыточные склады и фактически ремесленную компанию по купле-продаже рыбной продукции.
В 2022 году идея реализовалась: АО было создано, в группу компаний вошел логистический комплекс, торговый дом, два стартапа на этапе разработки: онлайн-платформа для перевозки грузов рефрижераторами и предприятие по выпуску рыбных полуфабрикатов. В прошлом году мы выкупили долю в крупной розничной сети, торгующей рыбой, морепродуктами и икрой. И начали реализовывать инвестиционный проект по расширению логистического комплекса.
Вот так, сначала на бумаге, а потом и в реальности началась бизнес-эволюция, в процессе которой я из фактически ремесленника постепенно трансформировался в совладельца и члена управляющего совета самовоспроизводимой инвестиционной компании.
Жизнь без верхней планки
Долгое время я жил с синдромом самозванца. Мне казалось, что все происходящее со мной незаслуженно, со временем меня кто-то раскроет и скажет: «Ты не мог создать все это сам». Но годы идут, мое дело продолжает развиваться, а я утверждаюсь в мысли: действительно, сам. И продолжаю в том же духе.
Сам ищу партнеров, сам с ними договариваюсь, развиваю новые проекты. И сам совсем недавно наконец-то уничтожил в себе синдром самозванца. Если у меня есть цель, то я до нее дойду в любом случае, решу задачу, справлюсь и добьюсь. Сегодня у меня нет ограничений в плане высот и достижений.
Я хочу попасть в список Форбс, в топ-100 самых надежных предпринимателей страны. Я стремлюсь к тому, чтобы стать узнаваемым как бизнесмен, построивший градообразующее предприятие, создающий значимую организацию, которая улучшает жизнь окружающих.
Мы производим незаурядные продукты: уникальные, полезные, экологически чистые, например, эксклюзивные полуфабрикаты без сахара и глютена. Хочу, чтобы самовоспроизводимая уникальная экологичная компания, которую я строю, стала публичной, и люди захотели стать ее частью, покупать облигации нашего ритейла, акционерного общества.
И пока я готов делать для этого все возможное, ресурсы обязательно найдутся, как находились и раньше.