Для чего люди смотрят фильмы? С этого вопроса я часто начинаю кинотерапевтические встречи.
Кино помогает нам удовлетворять самые разные потребности:
- - познавательную: любопытство, расширение кругозора и жизненного опыта, работа мысли;
- - эстетическую: переживание прекрасного;
- - развлекательную: отвлечься от реальности, погрузиться в другой мир, расслабиться;
- - потребность в коммуникации: обмен мыслями и чувствами, принадлежность к культуре;
- - эмоциональную: потребность в переживаниях, недоступных нам в жизни, эмоциональная подпитка через эмпатию к персонажам, узнавание себя через идентификацию с героем, разрядка тяжелого аффекта, компенсация нереализованных фантазий и желаний и т.д.
Как говорил Мартин Скорсезе, «Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного — потребность людей в общих воспоминаниях». Когда мы с вами смотрим один фильм, мы объединяемся.
Из всех существующих видов искусств кино наиболее полно имитирует жизнь и наиболее правдоподобно отражает действительность. Фильмы — это «сны наяву», они затягивают зрителя в события на экране и пробуждают переживания.
Современное кино максимально приближено к законам работы психики. Создатели фильмов, сценаристы и режиссеры, изучают психологию, философию и глубоко погружаются в жизнь, чтобы сделать происходящее на экране как можно более достоверным. Они используют новые знания о том, как устроены различные психические процессы, для построения сюжета, формирования характера и поведения героев, а также для того чтобы привлечь и удерживать внимание зрителя.
Поскольку отображаемая в кино действительность становится все более психологичной, она способна менять сознание людей, а значит, может иметь психотерапевтический эффект.
Есть и другой вид кинотерапии, когда клиент не просто смотрит картины, рекомендованные психологом, а вместе с терапевтом снимает фильм, в котором сам клиент становился главным героем, а его запрос разворачивается в сценарий. И терапевтический эффект происходит, когда человек смотрит фильм про самого себя. Такая экспериментальная кинотерапия имеет один минус — высокая цена.
Важный плюс кинотерапии в том, что кино помогает преодолеть сопротивление психики. Мы смотрим фильм как историю не про нас, а про кого-то другого. И нужное послание проникает к нам через персонажей «в обход» психологических защит, воздействуя как на сознание, так и на бессознательное.
- Какие жанры более эффективно работают, какие - менее?
Жанр — это форма: драма, комедия, хоррор. На своем опыте я не увидела зависимость терапевтического эффекта фильмов от жанра.
Каждый жанр делает акцент на определенную эмоцию: хоррор — на страх, комедия — на смех и т.д. Приверженность к жанрам, на мой взгляд, больше связана с эмоциональными привычками: людям лучше «заходит» жанр, соответствующий той эмоции, которую они больше всего любят испытывать. Кому-то нравится пугаться, а кому-то — грустить на драмах.
Все ли фильмы обладают терапевтическим эффектом? Конечно, нет.
Для начала нужно разобраться, что мы подразумеваем под «терапевтическим» эффектом.
Если мы имеем в виду «поймать» инсайт и узнать про себя что-то новое, то почти любой фильм может подарить нам такие впечатления.
Но если под терапией мы понимаем изменение сознания таким образом, что человек начинает по-новому действовать, становится счастливее и здоровее, то далеко не каждый фильм способен сотворить со зрителем подобную «магию».
В попытке разгадать формулу «терапевтического» кино я долгое время задаю своим клиентам один и тот же вопрос: «Какой фильм поменял тебя?»
Обычно это фильм, с которым происходит процесс переноса - неосознанное проецирование пациентом ранее пережитых им эмоций и отношений, в данном случае — на персонажей. Человек испытывает особые чувства во время и после просмотра. Люди описывают это как необыкновенный и чудесный опыт, как будто с фильмом случилась влюбленность.
Такие фильмы поднимают насущные жизненные вопросы. Любовь, смерть, самореализация, секс, деньги, отношения с близкими и т.д. Но они не только ставят эти вопросы, но и создают пространство для ответов, а иногда в прямом смысле отвечают.
У терапевтического фильма есть пространство для рефлексии собственных чувств и эмоций, которые возникли при просмотре картины. Человек пытается понять причину их возникновения, соотносит ситуацию фильма со своей жизнью.
Как говорил Андрей Тарковский: «Человек идет туда, в кино, за жизненным опытом, потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, и при этом не просто обогащает, но делает длиннее, значительно длиннее».
- Какие конкретно фильмы в каких ситуациях можно рекомендовать?
У каждого человека будет свой набор «терапевтических» фильмов: грамотный врач каждому пациенту подбирает индивидуальное лечение. Вот десять фильмов, которые я люблю и часто рекомендую клиентам — эти картины хорошо раскрывают следующие темы:
- «Любовь», реж. Михаэль Ханеке, 2012 — о том, как сохранить достоинство в страдании.
- «12 разгневанных мужчин», реж. Синди Люмет, 1956 — о том, как важно не оставаться равнодушным.
- «Осенняя соната», реж. Ингмар Бергман, 1978 — о том, что у нас не будет других родителей.
- «Вкус вишни», реж. Аббас Киаростами, 1997 — о том, что жить хочется, хотя бы ради вкуса вишни.
- «Жизнь прекрасна», реж. Роберто Бениньи, 1997 — о том, как забота о слабых дает силы жить и помогает выйти из депрессии.
- «Достучаться до небес», Томас Ян, 1997 — о том, как стоит жить, не дожидаясь ультиматума от своего тела.
- «Весна, лето, осень, зима и снова весна», реж. Ким Ки Дук, 2002 — о цикличности жизни и ее таинственной предсказуемости, которая неподвластна человеку: мы знаем, что смерть придет, но не знаем, когда.
- «Секреты секса и любви», реж. Пако Леон, 2016 — о специфичности человеческой сексуальности: здесь нет правил — у каждого свои предпочтения.
- «Брачная история», реж. Ноа Маумбак, 2019 — о том, что семья — это трудно и одной любви может быть недостаточно.
- «Стив Джобс. Империя соблазна», реж. Джошуа Майкл Штерн, 2013 — о преданности себе и одержимости своим делом.