Что такое подкасты?
Впервые термин “подкастинг” использовал британский журналист The Guardian Бен Хаммерсли в 2004 году. В то время аудиофайлы закачивали и слушали на iPod. Он объединил слова broadcasting (вещание) и iPod, создав целую сферу производства и распространения контента, а слово «подкаст» стало обозначать новый формат аудиопрограмм.
Подкасты — это разговорные аудиозаписи, доступные в любое время и в любом месте. В современном ритме жизни, когда нам некогда читать и смотреть, возможность слушать остается ценным каналом восприятия информации. Мы включаем подкасты, когда едем за рулем, гуляем с собакой, готовим, занимаемся спортом. Аудиоконтент становится все более популярен как у пользователей рунета, так и у руководителей бизнеса, ведь это доступный способ стать ближе к своей аудитории и приобрести лояльных клиентов. Кроме удобства потребления информации, есть еще один важный козырь в пользу подкастов: их производство и продвижение не требует больших вложений и затрат, поэтому запустить свой подкаст может и крупная компания, и локальный бизнес, и обычный человек.
Записать подкаст можно разными способами в зависимости от доступного бюджета: от самостоятельной организации домашней мини-студии с необходимым оборудованием до услуг продюсера и профессиональной записи в подкаст-студии.
Цифровой аудиоконтент распространяется в сети с помощью хостинга подкастов. Создатель подкаста загружает файл на специальные сервисы, например, Яндекс. Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, ВКонтакте, а пользователи могут слушать их на различных устройствах — смартфонах, ПК итд.
Какие бывают подкасты
Подкасты — это по сути личное радио в кармане. Только в отличие от радио мы сами выбираем то, что хотим послушать в данный момент под свой личный запрос.
- - Обучающие подкасты — удобный и прогрессивный способ получать знания в различных сферах. Огромный выбор экспертных аудиоблогов дает возможность для саморазвития при минимальных затратах времени. Можно освоить ораторское мастерство, продажи, личный бренд, маркетинг, нутрициологию, коммуникацию, тайм-менеджмент, продвижение… Нажимаем кнопку и прокачиваем мозг.
- - Развлекательные подкасты — интервью с лидерами мнений, ток-шоу со знаменитостями, диалоги на острую тему с различными экспертами. Если хочется быть в курсе актуальных новостей, от души посмеяться, послушать любимую музыку или сериал в аудио-формате, то подкасты дают эту возможность.
- - Познавательные подкасты будут интересны тем, кто хочет расширить кругозор, изучить мировую культуру, узнать о шедеврах искусства, углубиться в научные миры, оказаться вместе с ведущим подкаста в других странах и так далее.
Подкастов множество — согласно исследованию Podcasts.ru только на портале Яндекс.Музыка только в 2021 году было приблизительно 13 000 подкастов и каждый месяц появлялось около 400 новых. Что же важно предусмотреть создателям аудиоконтента, чтобы выбирали и слушали именно их?
Как правильно записывать подкасты
Вспомним аналогию с радио. Главное правило радиоведущих — говорить коротко, понятно и ярко, чтобы через динамики чувствовалась харизма и энергетика ведущего. Это важно и для подкастов.
Основные параметры, которые необходимо учесть при создании подкастов.
- "Плотность" контента или как говорить без воды
Работая над содержанием речи, мы обязаны учитывать некоторые особенности восприятия информации слушателями. Сложно и утомительно слушать речь, которая льется сплошным потоком без структуры, логики и пауз. Поэтому, первое, что нужно сделать при подготовке контента, это “выжать” свою речь от излишних деталей и тонких подробностей, долгих описаний, рассуждений и терминологии. Поможет в этом четко выверенная схема речи. Хотите, чтобы вас лучше понимали и запоминали услышанное, — обязательно структурируйте свое сообщение.
- Перечисляйте: «во-первых», «во-вторых».
- Сопоставляйте одно с другим: “посмотрим на эту тему с другого ракурса”, “с другой стороны”.
- Разделяйте повествование вопросами “что же с этим делать?”, “какие есть варианты”.
- Используйте паузы на 2-3 секунды, чтобы дать слушателям “переварить” сказанное. Таким образом, вы будете размечать в голове слушателя конспект того, что говорите.
- 2. Динамика в речи или как говорить лаконично
Сокращать и упрощать — важный принцип медиаконтента. “Ввиду сложившихся обстоятельств на сегодняшний день учитывая происходящее вокруг, пребывающие в состоянии экзистенциальной формации, значительным является…” Нагромождение слов (деепричастий, причастий, канцеляризмов, сложных синтаксических конструкций) в один фрагмент приводит к полной потере нити повествования и понимания, о чем речь.
Придерживаемся баланса: 5-7 слов в одной фразе и ничего лишнего! Короткие предложения задают темпоритм речи, а это создает динамику. Такая речь становится легкой для усвоения.
- 3. Вовлекающий контент или как создавать монолог в форме диалога
Чтобы слушатель действительно слышал каждое слово, внимал и поддакивал, с ним важно разговаривать! Не вещать с трибуны всезнания, читать лекцию, давать информацию, изливать душу, перечислять факты, а взаимодействовать. Как добиться эффекта диалога в односторонней речи?
- Вопросы и обращения. Чаще вставляйте в свое сообщение такие фразы, как “Друзья, и что вы думаете?...”, “Дорогие слушатели, представьте себе…”, “Коллеги, вспомните…”, “А вам знакомо…?” Так у слушателя будет возникать ощущение, что автор адресно общается именно с ним, а не с микрофоном в студии или со смартфоном.
- “Живые” примеры и истории. Любой полезный “умный” контент гораздо легче воспринимается сквозь призму личного опыта. Как автор сам справился с той или иной ситуацией, как пережил что-либо, как его клиенты справились с задачей и т.п. Сторителлинг всегда был и остается одним из самых “цепляющих” жанров, важно пользоваться им в аудиоформате, когда так важно удерживать внимание слушателя.
Какой должна быть речь для записи подкаста
1. Голос
Влияние окраски и тембра голоса на человека доказано многочисленными исследованиями: высокие голоса раздражают, низкие привлекают, карьерных высот и лидерства достигают обладатели грудных сильных голосов. Те, кто уделяют время занятиям техникой речи, успешно проходят собеседования и за счет уверенности в голосе эффектно презентуют себя и свои услуги на нетворкинг-событиях. Когда речь идет об аудиоконтенте, качественное звучание еще важнее. Хорош тот голос, который комфортно слушать.
Вот несколько упражнений, которые помогут звучать лучше:
- - Расслабьте тело.
Представьте себя тряпичной куклой, наклонитесь вниз головой, сложившись пополам, встряхните хорошенько руками, ногами, корпусом тела, поболтайте головой из стороны в сторону. Особое внимание уделите зонам шеи и плеч, разомните их, отпустите напряжение.
- - Тренируйте дыхание.
Представьте в животе воздушный шар. Сделайте короткий вдох носом и направьте туда воздух (живот надувается), на выдохе “сдувайте” шар со звуком “ссс” (живот тянется к спине). И так несколько минут.
- - Разогрейте резонаторы.
Представьте свой голос лучом света и направьте его в грудную клетку, положите туда ладонь и произнесите звук “ммм”. Под рукой вы почувствуете легкую дрожь. Чуть приподнимите подбородок к линии горизонта и снова сделайте этот же звук. Затем слегка наклоните голову и снова: “ммм”. Следите за тем, чтобы состояние не менялось: шея расслаблена и вы легко и приятно мычите во всех трех позициях.
2. Дикция
Чтобы сделать речь красивой, старайтесь не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами (причастия образуются с помощью суффиксов, содержащих шипящие звуки, а деепричастия способствуют нагромождению гласных звуков), сложных синтаксических конструкций. Дробите речь.
Чем четче речь, тем легче ее слушать. Дикция - показатель “веса” ваших слов. “Чек грит” и “буит касиво” создают эффект смазанности в речи. Нарушается мелодика и темпоритм, динамика языка.
3. Интонация
Интонация – главное средство воздействия на слушателя в формате подкаста. Именно интонация позволяет разнообразить речь, передать настроение спикера и его отношение к теме, выражать конкретные эмоции.
Манера говорения играет решающую роль в выборе “своего” подкаста для слушателя. Обычно люди так отзываются про речь другого: “Мне нравится его слушать” или “Не могу его долго слушать”. А вот что именно привлекает или отталкивает по пунктам определить могут лишь единицы. Интонация — это собирательный показатель нескольких характеристик голоса. В нее входит и темп, и логически расставленные акценты, и ударения, и паузы, и тембр. Важно помнить: монотонная речь усыпляет внимание слушателя. Поэтому необходимо уметь интонировать, то есть говорить выразительно!
Для этого берите любые чистоговорки или фразы и произносите их с различными эмоциями: ругаясь, восхищаясь, упрекая, обижаясь, гневаясь, любя, обольщая… Читайте вслух, ярко и эмоционально озвучивая диалоги героев и отмечая голосом знаки препинания паузами. Благодаря этому ваша речь станет бурной рекой с порогами, а не ровным тихим ручьем.
«Когда я работала на ТВ, то озвучивала множество текстов к эфиру. Обычно это происходило в звукоизоляционной замкнутой серой каморке размером метр на метр, со стульчиком впритык к стенке и микрофоном. Чтобы речь была живой и яркой, я всегда представляла перед собой кого-то из близких и рассказывала все ему. Я улыбалась, кивала, жестикулировала, наклонялась… Это очень помогало эмоционально и красиво говорить».
Итак:
✔ Подкасты сегодня — неотъемлемая часть жизни. Информация в аудиоформате дает возможность учиться, развиваться, развлекаться, продвигать бизнес, формировать лояльную клиентскую базу и быть в тренде.
✔ Записать подкаст можно с любым бюджетом. Для размещения и продвижения есть множество доступных программ и хостингов.
✔ Чтобы качественно и красиво записать подкаст, стоит тщательно поработать над голосом, интонацией, дикцией и речью. Для этого есть упражнения для самостоятельной работы, а также обучающие курсы и занятия.
Желаю всем успешных подкастов и благодарной аудитории!