Первые шаги в бизнесе
Я родилась и выросла в Казахстане, в Алматы, где и живу до сих пор. С 12 лет я начала работать. Не потому, что нуждалась в деньгах, мне просто было интересно и хотелось иметь собственные средства на карманные расходы. Сначала я продавала в школе разные безделушки. В 15 лет стала заказывать вещи из Китая и перепродавать их друзьям и знакомым с помощью странички в ВК. Тогда соцсети только набирали обороты и это был неплохой канал продаж с минимальными вложениями. В этом же возрасте я заработала свои первые 100 000 рублей.
Когда я училась в институте на юридическом факультете, то постоянно искала возможность подзаработать. В то время я ходила на шугаринг и мастер предложила мне обучиться и работать у нее, что я и сделала. Затем я стала работать сама на себя – принимала клиентов дома. На тот момент у меня был очень неплохой доход, потому что красота для девушки – актуальная и востребованная тема всегда.
Свое дело
Летом я устроилась в салон, где спустя 8 месяцев поняла, что пора открывать что-то свое. Мой потенциал быстро перерос работу в найме. У меня было очень много идей, как развиваться, привлекать клиентов, увеличивать обороты. Не хотелось вкладываться в чужой проект, поэтому я сняла небольшой кабинет и официально стала предпринимателем.
В этом кабинете не было окна и кондиционера, я была и мастером, и администратором, и сама вела всю документацию, так как нужно было окупать аренду. Но я знала, что все делают правильно – я могла приехать на работу на другой конец города даже ради одного клиента. Терпение и уважение к своему делу всегда было моим принципом.
Рост бизнеса и расширение географии
Но дело двигалось и где-то через полтора-два года я решила расширяться. Вместе со знакомым визажистом мы открыли наш первый салон в Алматы. Вскоре мой партнер по аренде ушел, и я осталась единственной хозяйкой.
Постепенно я стала увеличивать штат: нанимать мастеров, администраторов, руководителей на разные сферы, а сама продвигала бизнес. Я одна из первых стала работать с блогерами – предлагала процедуры за отзывы и рекламу. Тогда этим мало кто занимался, можно сказать, я была первопроходцем. К тому же, лазерная эпиляция также была в новинку. Я объясняла людям, что это безопасно, инновационно и эффективно. На мой взгляд, я даже помогла другим салонам, так как стала очень активно пропагандировать лазер и развивать эту нишу.
Первой точке лазерной эпиляции в России около пяти лет - я открыла ее Калининграде, мне помогли знакомые и родственники. Так я вышла за пределы Казахстана и стала открывать салоны в России.
Сегодня у меня свой медицинский центр, салон и 34 точки эпиляции по всему Казахстану и России: в Шымкенте, Алматы, Караганде, Туркестане, Калининграде, Ульяновске, Грозном, Волгограде, Назрани и других городах. Мы постоянно расширяемся и выходим на новый уровень – например, в ближайшее время я продаю франшизу на медицинский центр, так как клинику сложнее масштабировать другими методами. Я также состою в Ассоциации деловых женщин в Казахстане и консультирую начинающих предпринимателей, как развивать свой бизнес. Исходя из своего пути и опыта, я могу выделить три главных совета.
Совет №1 - просчитайте все расходы
Когда вы задумываетесь о бизнесе, важно понимать и просчитывать его перспективность. В идеале – года на 2-3. Многие молодые предприниматели просто ничего не считают – они вкладывают все, что у них есть, без какой-либо финансовой подушки. А затем начинают брать кредиты и влезать в долги – и все это, как снежный ком. На последние деньги ничего открывать точно нельзя. Я рекомендую в самом начале закладывать в бюджет все возможные расходы: аренда, оборудование, расходные материалы, фонд оплаты труда. Важно понимать, что обычно первые месяцы убыточны, прибыль начинает появляться не сразу. К тому же в бьюти сфере многое зависит от сезонности. Также нельзя исключать непредвиденные обстоятельства, вроде ковида или политических событий и санкций. Чем тщательнее и подробнее все просчитать, тем легче будет развиваться, не хватаясь за голову, когда внезапно закончатся деньги. Очень важно уметь правильно ставить цель и выстраивать стратегию на пути к ней, предусматривая все возможные исходы.
В нашей индустрии я бы закладывала маржинальность 30% - в зависимости от сезона этот показатель может меняться, но ориентир должен быть на эту цифру. К тому же, важно определиться со специализацией. Проще вести бизнес по одной услуге, чем организовать многофункциональный салон. По крайней мере, когда вы только начинаете свое дело.
Сюда же я бы отнесла работу с компетентными людьми. В идеале на первых этапах понимать все тонкости бухгалтерии и юридических дел. Разобраться хотя бы схематично, иначе риск потерять время и деньги вырастет в разы. Ну а профессионалов в этих областях можно найти всегда – это та база, которая нужна любому бизнесу, без нее никак.
Совет №2 - цените свою команду
Я с большой теплотой и вниманием отношусь к своей команде. Так было всегда. Я уверена, что принцип «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», как нельзя лучше подходит любому руководителю. Безусловно, жизнь меня многому научила. Когда-то мастер ушла от меня, прихватив клиентскую базу. Я поняла это, когда резко упали продажи. Она позвонила мне сама и призналась в этом. Я сразу же повзрослела – из юной и доверяющей превратилась в более внимательную и ответственную. С тех пор все мастера оформляются официально по договору с пунктом о конфиденциальности, неразглашении информации и т. д. Доверие – важный аспект в работе с командой, но и компания, и сотрудник должны быть защищены юридически, чтобы всем было спокойно.
Для меня важна открытая и искренняя коммуникация – каждый сотрудник может подойти ко мне и высказать свое мнение, что-то предложить, поделиться идеей. Я сама работала мастером и знаю, как важно быть услышанным. Я забочусь о внешнем виде и о душевном состоянии сотрудников. Например, у них бывают тренинги со стилистом – сфера услуг предполагает опрятный внешний вид. Периодически мы проводим сессии с психологами. Никогда в жизни я не собирала деньги на корпоративы – человек работает ведь год и приносит мне прибыль, неужели я не устрою ему праздник. Руководители салонов следят за днями рождениями и важными датами в жизни сотрудников – мы всегда организуем подарок и поздравление. Если возникают конфликты с клиентами, мы всегда выслушаем обе стороны – это важно, чтобы сотрудник чувствовал себя защищенным. Мои мастера обязательно проходят обучение: сначала в учебном центре, где я закупаю оборудование, затем в самом салоне. По необходимости они повышают квалификацию. Качество их работы важно и им, и мне.
У меня в штате более 150 человек и очень маленькая текучка – за 7 лет сменилось 2-3% людей. Основные причины ухода – декрет, открытие собственного дела.
Совет №3 - держите руку на пульсе
В любом бизнесе важно держать руку на пульсе: адаптироваться к изменениям, использовать все современные инструменты, технологии и возможности. Это касается не только самой работы – понятно, что клиент не придет в салон со старым оборудованием. Это относится ко всему: маркетинг, операционная работа, ведение баз клиентов. Бизнес обучения тоже полезны – только важно выбирать правильного учителя и курс не из соцсетей. К тому же, люди совершенно по-разному используют знания: один пойдет применять их на практике, другой будет сидеть, сложа руки, и вздыхать «нет, это не работает».
И, конечно, нельзя забывать про сектор IT, новейшие CRM системы, нейросети – глобальная цифровизация сейчас повсюду и не замечать этого, продолжая записывать клиентов в блокнот, просто глупо и недальновидно. Обязательно нужно следить за актуальными инструментами маркетинга: аромамаркетинг, нейромаркетинг, все виды промоушна и так далее. Это работа вдолгую, поэтому квалифицированный директор по маркетингу, либо знания маркетинга у собственника – это очень важная часть предпринимательства.
В целом, я за честное и экологичное предпринимательство. Никогда не шла по пути обмана или интриг. Думаю поэтому мне практически всегда везло с людьми. Я считаю свою команду семьей, ведь вместе нам удалось достичь многого, хотя рост был абсолютно небыстрый. Если я до сих пор на плаву, а дела идут только в гору, значит я точно делаю все правильно и нужно продолжать.