Иногда в публичном поле Россию называют “страной победившего феминизма”. Правда, имея в виду больше советское прошлое, чем наше государство в его современном состоянии. Полное избирательное право в 1917 году, легализация абортов и образ “спортсменки-комсомолки”, которая ни в чем не уступает мужчине, — казалось бы, с таким бэкграундом к настоящему времени в России должна быть искоренена дискриминация по половому и гендерному признаку.

Но вот события последних лет: в 2018 Госдума отклоняет разработанный еще в 2003 году законопроект о равенстве мужчин и женщин, а в 2019 году Минтруд обновляет список запрещенных для женщин профессий. В Госдуме и Совете Федерации женщин в пять раз меньше, чем мужчин-депутатов. В мировом рейтинге гендерного равноправия The Global Gender Gap Index 2021 Россия занимает 81-ю строку, хотя в 2010 году это было 45-е место. 

Общественные деятели гордо заявляют в публичном поле: “России феминизм не нужен!”, а между тем женщины зарабатывают на 28% меньше мужчин с аналогичной квалификацией и первыми попадают под сокращения. И это несмотря на то, что женщин с высшим образованием по статистике на 10% больше, чем мужчин.

Некоторые социологи называют мизогинию (женоненавистничество) характерной чертой современного российского общества. Она проникает даже в публичную сферу: не только в развлекательных шоу, но и в речах политиков все чаще слышатся уничижающие высказывания. Мизогиния присуща и самим женщинам: лидерство, успешность, высокий заработок — все это противопоставляется женственности и приписывается к маскулинным чертам. Женоненавистничество, базирующееся на гендерных стереотипах, создает так называемый “стеклянный потолок” — препятствия, с которыми сталкивается женщина при карьерном продвижении.

Невозможность реализовать свой потенциал в найме, притеснение в правах, агрессивность корпоративного мира — это одни из причин, из-за которых женщины решаются на предпринимательскую активность.

Женское предпринимательство

Удивительно, но до сих пор нет единых официальных данных о гендерном составе российских предпринимателей. В докладе Mastercard Index of Women Entrepreneurs доля женщин среди российских предпринимателей составляет 34,1%. А если верить последнему отчету Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), число женщин достигает 41,4%. Так или иначе, все исследования подтверждают положительную динамику: с годами все больше женщин начинают вести бизнес. Тинькофф Бизнес, основываясь на своей базе данных, подсчитал, что за последние три года общее число женщин-предпринимательниц в самых разных сферах увеличилось на 22%.

Исследователи считают, что рост вовлеченности женщин в предпринимательскую деятельность тормозится из-за, отчасти, все тех же гендерных установок: женщинам сложно достичь баланса между ведением бизнеса и личной жизнью, материнством, бытовыми обязанностями, которые, к сожалению, по-прежнему традиционно на них возлагаются.

Предрассудки касаются и сферы бизнеса, в которую приходит женщина. Социологи провели исследование и подсчитали, что чаще всего женщины выбирают сферу торговли (50% опрошенных) и услуг (43%). В торговле это товары повседневного спроса, косметические средства, продукты питания и товары для детей; среди услуг — косметические и парикмахерские услуги, медицина, сфера гостеприимства и дошкольное образование. И только 7% опрошенных выбирают сферу производства. Ведь это “не женский” бизнес.

Меж тем у предпринимательства нет пола и гендера; нет задач, которые способны решить только мужчины или, наоборот, только женщины. Если мужчина расчетлив, прагматичен, умеет мыслить на опережение и придумывать креативные решения, он сможет сделать бизнес и в бьюти-сфере; если теми же качествами обладает женщина, она сможет руководить и заводом площадью 10 000 кв. м.

Я всегда в это верила, хотя и не предполагала, что мое производство спустя 10 лет после старта будет создавать декор для Кремлёвской ёлки, улиц Германии и ОАЭ. Все начиналось с производства на кухне. Мы с сестрой отливали гипсовые фигурки, дочь, которая в то время еще училась в школе, их красила. Теперь я занимаюсь маркетингом и продажами компании, сестра руководит литейщиками и малярами, а дочь возглавляет экспортное направление, и световые фигуры “Сада Радости” можно встретить даже в Техасе. 

Где получить поддержку

Многие общественные организации занимаются поддержкой женщин в их бизнес-проектах. Помогают сделать первые шаги в предпринимательской деятельности, а также создают комьюнити, в котором легче развивать свое дело. Более того, в России существует Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы, которая включает также поддержку предпринимательских инициатив.

Начать бизнес стоит с получения базовых знаний о предпринимательской деятельности и, например, Евразийский женский форум предлагает женщинам принять участие в образовательных проектах, пройти курсы по управлению. А программа Международной организации труда по развитию женского предпринимательства предлагает кредитную, гарантийную, лизинговую поддержку.

В регионах также реализуются программы, частью которых может стать женщина: «Женщина — лидер», «Финансовая грамотность для женщин», «Академия женского бизнеса», «Мама-предприниматель» и  другие. Там можно получить консультацию по ведению бизнеса, помощь в модернизации производства, советы продвижению и даже экспорту.

Кроме специфических “женских” сообществ, предпринимательница может обратится и в другие общественные организации. Например, “Корпорация МСП” предлагает льготное кредитование малого и среднего бизнеса: до 500 млн рублей со ставкой 3% до 3 лет. Так наша компания, например, получила 15 млн рублей на модернизацию производства. А Российский экспортный центр (РЭЦ) помогает найти зарубежных партнеров — консультирует по юридическим вопросам, оплачивает участие в международных выставках и так далее.

Женщина может организовать свой бизнес, имея за плечами мощную поддержку в лице государства. Она может сделать его успешным, полагаясь на себя и свои навыки. Для женщины бизнес — это возможность самореализации. Профессиональной и карьерной: потолка в доходах и масштабах предприятия нет, как нет и никаких ограничивающих факторов. В бизнесе, особенно производственном, очень много творчества. Можно реализовать любую задумку, создать буквально что угодно — то, что сделает жизнь людей лучше, качественнее, красивее. Наше семейное производство тоже родилось из идеи украсить собственный дачный участок, а потом разрослось до уличного декора разных городов мира — потому что это востребовано, это отвечает на запросы общества и решает его проблемы.