Доброта. Если б меня попросили описать Италию и итальянцев одним словом, я сказала бы – доброта. В этот момент, конечно, набегут критиканы и начнут кричать до хрипоты про то, как мне надо срочно снять розовые очки и т.д., и т.п.  Однако, я рассуждаю не как обыватель-потребитель, а как социолог. Доброта здесь является не чудом, а коллективной характеристикой, базой жизни общества. И вот почему: каждый первый здесь – волонтер. И это вообще не такие волонтеры, к каким мы(я) привыкли.

Кто такие волонтеры? В моем понимании они были такими «ангелами милосердия», помогающими больным, бедным, бездомным... А вот и нет. Волонтерство, как оказалось, это помощь не обездоленным, а друг другу. И не помощь с позиции сильного, а желание поделиться и подарить, порадовать и порадоваться. И это, как мне кажется – великая сила и удивительный феномен итальянского общества. Хочу рассказать, как это «работает» и как перенести подобный опыт в свою (корпоративную) реальность, поменяв ее к лучшему.

Как это работает?

Моей дочери 11 лет. Она сейчас ходит в итальянскую школу.  Год назад, когда мы переехали, я считала с ужасом в уме, сколько мы должны будем потратить на ее репетиторов, чтобы она смогла осваивать программу наравне с носителями языка. Год подходит к концу – не потратили ни копейки. Два раза в неделю для детей работает продленка – приходят экс-учителя, которые теперь на пенсии, и усиленно занимаются с каждым ребенком, как репетиторы высокого уровня. Это все бесплатно, ведь учителя – волонтеры.

Маленьких детей надо каждое утро водить в начальную школу – их собирают в группу и несколько сопровождающих переводят через все дороги и следят, чтобы дети не опоздали. Это тоже волонтеры.

Для пожилых людей работает «Университет для «третьего возраста»(то есть, для тех, кто уже получил базовое образование, поработал и вышел на пенсию) - здесь проводятся уроки иностранных языков и танцев, по расписанию идут лекции по разным дисциплинам, а также тематические конференции и семинары. Это тоже все делают волонтеры.

А однажды я поскользнулась на полу в собственной квартире, упала и получила травму – через 4(!) минуты приехала «Скорая помощь» (точнее, «Красный крест»), бригада из 4 человек, которые быстро оказали помощь, успокоили моего ребенка, повезли меня в больницу, по дороге  еще и подбадривая. Часть бригады – медики-волонтеры.

Дальше-больше. Тренеры, певцы, художники, адвокаты – профессионалы в своем деле часть времени работают бесплатно и по собственному желанию.  Каждый что-то делает для общества. Доброта и желание помочь носят вирусный характер. Более того – это стало неотъемлемой частью обычной жизни, рутины.  Люди рассчитывают на работу волонтеров, планируют свои дела с учетом помощи волонтеров. И обращаться к волонтерам, то есть, «забесплатно» – это не стыдно и не равно банкротству или лузерству. Это ценится и поощряется – ведь отдавать так же приятно, как и брать.  «Если деятельность всех волонтерских организаций остановить на 8 дней... Нет, даже представлять не хочу», - сказал мне один уважаемый человек здесь.  И я, пожалуй, тоже – не хочу даже представлять.

Как перенести в свою реальность?

В этом посте, как и в последующих, буду рассказывать понемногу, как и что стоит перенять у итальянцев. И вот, например...

Мы не можем в одночасье изменить весь мир вокруг себя. Но мы можем взять хорошую идею и успешную концепцию и адаптировать ее под свою реальность.  Волонтерство –  как раз одна из самых гибких и универсальных концепций.

Корпоративное волонтерство – именно то, что поможет сделать  «ножку маленькой, а душу большой»,  то есть – сделать счастливыми и довольными и сотрудников, и их работодателей. 

У ваших сотрудников, уважаемые работодатели, точно так же, как у жителей небольшого города, есть свои потребности, желания и мечты.  Они хотят повышения зарплаты, бесплатный ДМС, отпуск побольше и работы поменьше. Это на первый взгляд. Но это не все. Есть и то, чего они хотят не от вас, а вообще – научиться рисовать картины, записать свой диск, начать кататься на роликах, танцевать и прыгнуть с парашютом. Но и это еще не все. Они хотят признания и развития, хотят, чтобы их увидели и заметили другие.  И на этом месте работодатель должен помрачнеть и сказать «У нас на все это нет бюджета». Вы удивитесь. Бюджет –не нужен!

А что нужно?

Для начала, давайте, как йоги, обратим свой взор внутрь себя. Внутрь компани вашей, то есть. Не надо позиционировать «корпоративное волонтерство», как исключительно внешне-ориентированную инициативу. По принципу «Вот мы сейчас организованно заставим наших сотрудников быть хорошими, спасать котят и красить скамейки – заодно все вокруг узнают, какая мы позитивная котоспасительная компания. Не забыть футболки с логотипом». Нет. Идите от обратного.  Не пытайтесь «счастье дать всему земному шару», как сетовал Евтушенко. Начните со своих.

Проведите короткий опрос своих сотрудников и коллег. Достаточно задать всего 5 вопросов:

1.     Что бы тебе хотелось изменить в своей работе?

2.     Что  бы тебе хотелось изменить в компании?

3.     Чем ты увлекаешься в свободное время?

4.     Что тебе нравится из видов спорта или творчества?

5.     Чему бы ты мог научить других?

И что с этим делать?

«А они мне скажут – просто повысь зарплату. А они хотят только денег. А они вообще работать не хотят», - очевидные возражения босса, который не хочется заморачиваться вот этим вот всем.  Но если есть желание сохранить и повысить лояльность тех, кто обеспечивает работу – надо знать, на что им нужны дополнительные деньги и время.  И с их же (волонтерской) помощью составить список тех инициатив, которые помогли бы повысить качество общей корпоративной жизни. Это может выглядеть так:

«Танцы по пятницам» - менеджер Марина Иванова, хореограф, проводит мастер-классы для всех желающих в зале собраний;

«Креатив не по-детски»: дизайнер Ольга Сидорова проводит  мастер-класс по росписи чашек, можно приносить с собой свои чашки и приводить своих детей

«Плюс к зарплате»: бухгалтер Ирина Петрова проводит лекции по финансовой грамотности

«Личный адвокат»: юрист компании Игорь Антонов отвечает на вопросы сотрудников,разбирает частные случаи в рамках часовой общей консультации раз в месяц.

«Смешать, но не взбалтывать» - бармен  Федор Батарейкин проводит мастер-класс по коктейлям, которые легко сделать в домашних условиях.

Важно! С предложением своего участия/помощи в организации инициативы должен выступить КАЖДЫЙ сотрудник. Тогда сработает принцип «все для всех».

 Не забыть о конкурсах и поощрениях. Сделать «Дни благодарности» и другие праздники, не связанные с юбилеем  или открытие нового офиса. Просто так- от души. Я пробовала – работает.