Самолетом, поездом, машиной... Путешественников-2023 объединяет одно качество  целеустремленность. Однако его  может быть недостаточно  нужно еще владеть актуальной информацией и лайфхаками, как улететь и прилететь в желанную страну  и между этими событиями еще немножко отдохнуть. Расскажу, как это сделать.

«Прилетайте к нам на Комо!», — говорю им радушно. «Да нет, уж лучше вы к нам», — отвечают друзья и смотрят исподлобья. А зря! При желании (сильном) все возможно.  Если хотите узнать, как совершить поездку, например, из Вологды во Флоренцию (как только что сделала одна моя подруга) или из Санкт-Петербурга в Милан (как планирует другая) — не читайте «новости туризма», не смотрите «клуб кинопутешественников», вместо этого проштудируйте чаты авиапассажиров и прочих пилигримов в соцсетях. И тогда вы узнаете...

...что «по земле» с туристической визой поехать в Европу удастся только (пока!) через Норвегию, во всех остальных случаях могут не только не пустить, но и аннулировать визу при попытке выехать тем, у кого нет такого права (включая, например, даже собственников финских домов и квартир). Иногда не везет даже счастливым обладателям европейского ВНЖ. «Вы слышали, не пустили на борт самолета авиакомпании-лоукостера для полета в Латвию женщину с эстонским ВНЖ?!» — волнуются в чате, обсуждающем наземные границы со стороны Санкт-Петербурга. Однако этот случай — скорее, исключение, обусловленное излишне рьяной работой сотрудников той самой авиакомпании. Все мои, в частности, «соседи» по Италии с ВНЖ успешно уехали и приехали через наземные границы с Санкт-Петербургом. Однако с одной оговоркой: чемоданы на этих границах почти всегда открывают и оооочень тщательно досматривают. «У меня забрали даже упаковку но-шпы!», — жалуется одна из путешественниц. Но есть проблема и посерьезнее, чем утрата спазмолитика. Многие обладатели итальянских или испанских турвиз вылетают в эти страны самолетом, а возвращаются по земле. Это объяснимо: обратно, домой, тебя в любом случае пропустят, а экономия колоссальная — цена авиабилета у лоукостеров начинается от 20 евро(!), если бронировать полет заранее, в отличие от 500-800 евро в одну сторону при использовании исключительно авиамаршрутов через Армению, Турцию и другие страны. Но вот съездить таким образом в Италию на шопинг (ах, даже от словосочетания становится ностальгически сладко!) будет проблематично: сначала ознакомьтесь с длиннннным перечнем вещей, которые нельзя вывозить из Европы, и скорее всего, сумка Prada найдет свое место в этом печальном списке.

...зачем оплачивать авиабилеты через третьи страны собственной банковской картой, которая всегда при вас.

Несколько авиакомпаний, весьма популярных среди русских путешественников, ввели правило: при оплате билетов на сайте онлайн картой, которая не имеет степени защиты 3d secure, на стойке регистрации в аэропорту или даже прямо перед посадкой, у пассажира могут потребовать предъявить ту самую карту – в некоторых случаях, разрешается иметь фото, но обычно нужен сам пластиковый носитель. «Не смогла, по понятным причинам, оплатить билет через Стамбул собственной картой, попросила друзей из Молдавии. В аэропорту меня остановили и попросили предъявить эту карту. Пришлось идти в офис авиалиний и, к моему счастью, они разрешили сделать видеозвонок другу, который платил. Представьте: раннее утро, заспанный человек в труселях отвечает спросонья на видеозвонок с неизвестного номера, а там строго требуют предъявить паспорт и банковскую карту», - рассказывает  путешественница в одном из чатов, обсуждающих авиакомпании.

...можно ли, имея шенгенскую визу одной страны, улететь через третье государство, в другую европейскую страну. Ответ: увы, нет. «Черным по белому же у них в правилах прописано, что если, условно, вы получили финскую визу и хотите с ней полететь в Париж – вас не посадят на самолет в Стамбуле!», объясняют  старожилы «турецкой» ветки чата путешественников новичкам.

...что делать, чтобы избежать овербукинга  когда при оплаченном билете вам места не хватило?

«Рейсы  авиакомпаний могут быть перебронированы. Возможно, на рейсе, на который у вас есть подтвержденное бронирование, места нет», — честно предупреждает сайт одного из перевозчиков. И  предлагает тем, кому не повезло, обратиться на стойки регистрации. Но как не попасть в их число? Совет №1: ооочень внимательно вписывайте свое имя и фамилию при онлайн-регистрации. «Один раз я сделала опечатку на одну букву в своей фамилии. А на рейс была уже зарегистрирована другая девушка с такой же фамилией. Она пришла раньше и улетела, а мне отказали в регистрации со словами, что «такая уже летит». Пришлось разбираться, терять время и ждать следующего рейса», — грустно рассказывает туристка из турецкого аэропорта. Беспокоятся и путешественники, летящие через Сербию: «Ходили слухи, что первыми «жертвами овербукинга» становятся пассажиры, не прошедшие онлайн-регистрацию и обратившиеся за ней в последний момент в аэропорту».  Может быть, еще и поэтому многие авиакомпании уже вводят регистрацию на рейсы не за 2, а за 3 часа. Впрочем, нас, «бывалых», это не пугает: такую толпу, как во время пандемии в Шереметьево (где на регистрацию на международные рейсы надо было являться аж за 6 часов!) я видела только на концерте Iron Maiden в Милане, совсем недавно.

...почему опасно брать короткие пересадки и летать не единым билетом, а двумя разными

Одному авиаперевозчику до такой степени безразлична деятельность другого, что проблема опозданий пассажиров перестает быть важной. Даже если этот другой переносит рейс на несколько дней вперед. А если и на несколько часов — «чужих» пассажиров никто не ждет. «У нас был билет из Испании в Армению, через Молдавию. Из Еревана уже другой авиакомпанией мы должны были лететь в Москву. Взяли время с запасом (как нам показалось) — больше 6 часов на пересадку из Еревана в Москву. Но! С 29 числа наш вылет первая авиакомпания перенесла аж на 1-е, то есть, на 3 дня вперед. И нам пришлось искать гостиницу на эти дни и менять второй билет с доплатой», — жалуются москвичи, возвращающиеся из отпуска.

...но есть и хорошие новости!

Иногда жизнь нам дает лимон, но у нас получается сделать из него лимонад. Или: минус на минус дает плюс. Или: нет худа без добра. Или... «Делюсь своей радостью! Я не получила вовремя визу, вылет был ночью, а виза не готова. Билет пропал, с деньгами попрощалась. И тут мне в 22:00 приходит сообщение от авиакомпании: приносим извинения, ваш вылет перенесен с 00:45 на 7 утра. Вы можете поменять дату или выбрать возврат билетов. Конечно, я выбрала возврат! Но на этом история не закончилась. Утром приходит уже новое сообщение о том, что вылет теперь перенесен на 9 утра. И получается наложение одного рейса на другой, а это уже 100% возврат по вине авиакомпании!», — радуется путешественница и уточняет, что визу все-таки получила на следующий день после неудавшегося вылета.

... Начитавшись историй из «пересадочных» чатов, я задумалась: так можно ненароком и составить «картину эпохи глазами путешественника». Когда-то мы мечтали о дешевых перелетах (и появились лоукостеры). Потом мы мечтали просто о перелетах — без тысячи условий и закрытых границ в пандемию (и границы открыли). Потом — о путешествиях без масок и ковидных тестов (и их отменили). Теперь — о перелетах без пересадок. Сохраняем оптимизм, помним про царя Соломона с его кольцом и надписью внутри него. Но при этом, не откладываем жизнь и лучшее, что в ней есть — путешествия!