Мой ребенок испытывает весь спектр эмоций. Он сердится, когда кусочки пазла не влезают друг в друга, ноет, когда нужно надевать сто слоев одежды, расстраивается, если мама уходит погулять с подружками и, конечно же, радуется новым машинкам или поездке на дачу. Вопрос в том, какие его эмоции я принимаю, а на какие начинаю «разрушаться». 

Более 70% информации ребенок считывает невербально, поэтому, если вы думаете, что он маленький и ничего не понимает, это фатальная ошибка. Он понимает вас гораздо лучше, чем другие взрослые. За первые несколько лет своей жизни он досконально изучил каждую вашу морщинку, каждое неуловимое поджатие губ. Он знает, какие эмоции вам нравятся, а какие вас огорчают. А еще ваш мудрый и благородный малыш очень хочет защитить вас от всего, что может вас расстроить. Поэтому со временем он учится подавлять свою злость или раздражение. Он научится запрещать себе плакать или будет скрывать излишнюю радость, если вам это доставляет дискомфорт. Все, что вы пожелаете!

Ведь вы тоже умеете это все делать. Вы еще с детства уяснили для себя, что мама не справляется с вашим унынием, поэтому никому не позволяете его показывать, даже мужу. «Ну и что же тут плохого? – спросите вы – ведь так классно, когда никто не злится, не плачет и не ноет. Все радостные, но не чересчур. Идеальный мир». На самом деле это ужасный мир, в котором люди не позволяют ни секунды быть собой. Мир, в котором дети не доверяют ни себе ни родителям, а взрослые пытаются убедить детей, что они безэмоциональные роботы.

Вы хотите вырастить успешных детей?

Большинство родителей убеждены, что для успеха нет ничего важнее «кружков», иностранных языков и олимпиад по математике. Они тратят на это все свои ресурсы, время, деньги, силы. И потом горько плачут в кабинете психотерапевта: «Я все для нее делаю, не понимаю, почему она стала такой неуправляемой?».

Ошибка состоит в том, что эмоциональные потребности детей отодвигаются на второй план. Родители не считают эмоции малышей чем-то важным. Им кажется, что маленький человечек не способен реально бояться или сердиться. Когда мой сын просыпается и говорит, что ему приснился страшный сон, я верю, что это и правда страшно. Я не видела то, что видел он, разве я имею права сказать ему: тебе нечего бояться?

Мы думаем, раз у детей нет опыта и знаний, то их чувства и эмоции можно просто проигнорировать или не воспринимать всерьез. Если ваша подруга злится, что ее рабочий проект не получается, вы внимательно ее слушаете, зато, когда злится 3-х летний карапуз, вы находите это забавным. «Он так смешно краснеет и сжимает свои крошечные кулачки».

К сожалению, в отличие от взрослых, которые могут себе позволить сказать: «Нет, постой, мои чувства очень даже важны для меня, не надо меня переубеждать, что это ерунда!» - дети принимают точку зрения взрослого за единственно верную и учатся сомневаться в правильности своих ощущений. А когда самая родная мама каждый день обесценивает твои чувства, ребенок просто теряет уверенность в себе. Конечно, родители делают так из лучших побуждений. Им кажется, что если малыш узнает, что причина его расстройства незначительна, то он будет чувствовать себя лучше. Не будет! Ведь он уже запустил свой механизм эмоций, он уже чувствует себя расстроенным. 

Дети, как взрослые

Вспомните ситуацию, когда у вас потерялась заколка или цепочка. Вы расстроились и рассказали об этом мужу. А он рассмеялся и возразил, что у вас 100 заколок-цепочек, одной меньше – одной больше, не так уж и важно. Что вы почувствовали в этот момент? Скорее всего, вы испытали досаду. Или в голову закралась неприятная мысль, что оснований расстраиваться нет, ведь это всего лишь пустяковая вещь. Но сомнения в том, что вы эмоционально правильно оценили ситуацию, влияет на вашу самооценку и понимание себя. Вы начинаете думать, что не имеете права расстраиваться и стараетесь что-то с этим сделать. А когда у вас не получается, вы чувствуете себя плохим, некачественным, не таким, как надо.

С маленькими человечками происходит то же самое. Ваши попытки дисконтировать его состояния создают неприятное ощущение: «Мне ведь говорят, чтобы я не чувствовал грусть, а я все равно чувствую! Что со мной не так?» Пока ребенок находится на вашем попечении, вы и только вы можете помочь ему понимать и управлять своими эмоциями, верить своим ощущениям и бережно к ним относиться.

Исследования доказывают, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта не только легче проходят кризисы, но и реже испытывают проблемы с успеваемостью или общением со сверстниками. В наши дни, когда очень высока доступность наркотиков и уровень насилия среди подростков растет с каждым годом, умение не попадать под влияние асоциальных компаний равнозначно умению выжить. Поэтому наша задача, как родителей, не только обучить и накормить свое чадо, но и помочь развить ему все необходимые навыки, чтобы противостоять современным опасностям. 

Что вы можете предпринять?

Первый шаг.

Научитесь «давать» ребенку свое внимание. Отложите телефон, опуститесь на уровень его глаз, сфокусируйтесь на его рассказе. Проявите сочувствие и взгляните на ситуацию его глазами, не оценивайте ее, как взрослый. Сломанная игрушка – это очень серьезно для 4-5 летнего человека. Правда-правда. Вам необходимо понять, какую эмоцию ребенок сейчас испытывает. Предполагайте, задавайте участливые вопросы, попросите описать, что он делает и что чувствует.

Второй шаг.

Обязательно признайте его право сердиться или расстраиваться. Не говорите ребенку, что именно он должен чувствовать в такой ситуации, не предлагайте ему свой опыт. «Ничего, давай, купим другую машинку, и дело с концом». Во-первых, он – не вы, а во-вторых, он должен научиться проживать свои эмоции, даже неприятные. Помогите ребенку найти слова для обозначения эмоций.

Третий шаг.

Вместе с ребенком ищите способ решения проблемы. Но это не означает, что ребенок должен перестать испытывать эмоцию и найти решение. По мере взросления способность успокаиваться и сосредоточится становится все более важной, поэтому ваша задача помочь ребенку узнать, какие способы управления своим состоянием помогут ему успокоить психику и вернуться в продуктивное состояние. Тогда он сможет быстро переключиться с проблемы на ее решение.

Чем еще помочь своему ребенку? Как помочь быть упорным и мотивированным бережно и с любовью? Говорим о личной и детской мотивации в сообществе «Сначала маску на себя!».

А 18 МАЯ приглашаю вас на бесплатный вебинар  «Как себя мотивировать легко и без выгорания. И детей тоже». Присоединяйтесь!