Письмо для мамы и папы
«Дорогие мамочка и папочка. Я пишу вам из своих 15 лет. Скоро раскроется то, что у папы есть любовница. И это будет ужасно и необратимо для всей нашей семьи. Мамин мир рухнет в тартарары, папу будет накрывать жгучим и бесконечным чувством вины. Вы решите, что эти отношения не стоит чинить, но стоит продолжать мужественно жить в них и страдать еще много-много лет. Ежики кололись, плакали…ну вы знаете.
Я понимаю, что в тот момент вам будет не до меня, и на пару-тройку лет мой богатый внутренний мир отойдет для вас на второй план. Но я умоляю вас, прежде чем вы подумаете, что вот это вот все для меня будет лучше, чем развод, сначала спросите меня об этом…Мне так НЕ ЛУЧШЕ, правда-правда».
Она стояла в окружении яркого, душистого розария и уныло прислушивалась, как ее почти семидесятилетние родители ссорятся из-за того, что папа не наполнил лейки, и теперь недостаточно теплой воды для полива рассады. Тон беседы становился все громче и раздраженнее, пока не оборвался громко хлопнувшей дверью.
Итак, знакомьтесь, Агния, 40 лет, успешная, замужняя женщина, мама мальчика и еще одного мальчика. Все в ее жизни отлично, все спорится и ладится. Да, вот только каждый раз, когда она приезжает в гости к родителям, разочарованно осознает, что они еле-еле терпят друг друга. Мама замучивает папу замечаниями, а папа иногда огрызается, иногда обиженно пыхтит, но они оба стареют, грустнеют и выглядят несчастными. Тупичок, однако.
Она знает, почему они все оказались в этой точке. Двадцать пять лет назад на этом же самом месте родители рассказали ей, что случилось. Мама узнала, что у папы уже 2 года отношения на стороне. И, судя по контексту, не единственные. Потом было несколько очень тяжелых лет. Родители уезжали вместе на несколько дней, оставляя ее одну, поочередно сбегали из дома и угрожали самоубийствами, бесконечно обвиняли, оправдывались и орали, орали, орали. Мама долго выясняла все в деталях, похудела, похорошела, начала тратить не себя больше денег. Но осколки чашки так и валялись на полу в совке, перемешанные с пылинками и мусором. Ведь никто не посчитал нужным ее склеить или, как вариант, просто купить новую…
Наша счастливая семья
Но все это случилось после. А до? Что было ДО этого? Ведь брак не распадается в одночасье. У них была такая дружная семья, в которой все любили друг друга. Папа был очень веселый и смешил их за ужином так, что они с сестрой давились едой и падали с табуреток. Было много милых сердцу традиций: покупка елки в самый первый день открытия базаров, празднование дней рождения мамы и бабушки на даче, когда цветут огромные бордовые пионы, летние путешествия на зеленых жигулях в Крым и поездки в гости к друзьям с ночевкой. А еще они с сестрой любили вечером поваляться с родителями на кровати, погрызть пожаренные в духовке семечки и поразгадывать кроссворд из «Вечерки». Всей семьей они по выходным смотрели «Весна на Заречной улице» или «Дело было в Пенькове», ходили в оперетту, слушали концерты с хитами 60-70-х и не пропускали ни одного выпуска «Что?Где?Когда?»
Но что-то пошло не так. Дети выросли, а у родителей истончилась и оборвалась эмоциональная связь. Все эти годы мама и папа не оставляли времени на себя, на мужа и жену. Мама постоянно в заботах о детях и доме, а папа в попытках обеспечить их благополучие. Конечно, 90-е были непростым временем и приходилось выкручиваться, кто как мог… Агния почувствовала, как роза больно кольнула ее палец и, машинально слизав капельку крови, тяжело вздохнула.
Она помнила, как потихоньку, шаг за шагом, уходило из их семьи все то, что она так любила. Сначала они перестали ездить летом на море, времена изменились, и это было сложно организовать. Папе пришлось сменить работу, он брал подработку, учился и приходил за полночь, они стали ужинать без него. А потом он начал ездить в длительные командировки, пропускал праздники, дни рождения и их маленькие «советские» традиции. Они перестали вместе валяться на кровати и смотреть «Что?Где?Когда?». Мама ходила грустная и обиженно говорила папе: «Я с ними, как мать-одиночка везде таскаюсь!»
Позже стало совсем худо. Папа перестал их смешить, и, казалось, вообще их больше не замечает. Сердечко Агнии сжималось от жалости и страха, когда она слушала, как мама отчаянно пыталась найти объяснения папиным поступкам. Почему после того, как куранты пробили 12, он побежал звонить коллеге и закрыл дверь на кухню? Зачем он в командировки всегда выбирает трусы получше? И много еще таких зачем и почему, на которые был один очень очевидный ответ, который никто не хотел произносить вслух. Но ведь мы с детства знаем: сколько веревочке не виться, а кончику все равно быть. Вот он и пришел, этот кончик.
Наша несчастная семья, или А все могло бы быть иначе
Тогда, когда это все случилось, Агния поняла, что ни в коем случае нельзя складывать яйца в одну корзину. Жизнь мамы крутилась вокруг семьи. Ни работы, ни хобби, ни подруг у нее не было, она верила, что их любовь будет вечной, и ни критика, ни ухудшение качества секса, ни отсутствие свиданий не сломят ее. Она верила папе, думала, что он предан ей. И вдруг, все это оказалось иллюзией. Растворилось, как дым. Агния очень жалела маму. И папу. Она не хотела занимать чью-то сторону, она просто не хотела во всем этом находиться, к тому же впереди ее ждал чудесный и самый увлекательный студенческий период. Да, печально, что все так вышло, но ведь жизнь на этом не кончилась. По крайней мере ее жизнь.
«А чтобы случилось со мной, если бы они все-таки разошлись – рассуждала про себя Агния – сейчас я взрослая, и мне кажется, тогда развод не перевернул бы мой мир. Если бы папа ушел, то, наверное, стал бы тратить на нас меньше денег, может быть, пришлось бы переехать или поступать в другой институт, и моя жизнь стала бы другой. Не хуже, не лучше, просто другой. Ведь, когда я уехала от родителей, я планировала свою жизнь самостоятельно, с кем встречаться, где работать, где жить, что думать и что чувствовать. Зато я абсолютно уверена, что они стали бы счастливее.
Моя гениальная, безумно талантливая мама, которая превращала в шедевр все за что бралась, определенно была бы вынуждена искать работу, нашла бы ее и точно сделала успешную карьеру. И мужчина бы нашелся. У нее появилось бы больше времени на себя и мотивации для саморазвития и изменений. Ведь в 40 лет жизнь только начинается. Не знаю, простила бы она отца или нет, но со временем обида поутихла и не подпитывалась бы все 25 лет, пока он маячит перед глазами, как живое доказательство ее горького разочарования.
А что папа? Он бы тоже стал гораздо свободнее, потому что его бы больше никто не контролировал и не критиковал. Стал бы он жить с той женщиной или искал бы себе другую, неважно, он отпустил бы чувство вины, которое он искупает всю жизнь, и стал бы строить все заново. И, возможно, не так, как хотела мама».
Еще больше интересного и полезного о бережных отношениях с собой, партнером и детьми в моем закрытом телеграм-канале «Сначала маску на себя!» Добро пожаловать!